Нефтебаза «Залюми»: содержимое резервуаров попадает в грунтовые воды?3
И что получается: контролирующие службы утверждают, что нефтебаза «Залюми» не работает. А как же состав с цистернами, который мы видели и снимали? И люди на территории нефтебазы, подтвердившие, что редко, но все же сюда прибывают составы? В этом несоответствии предстоит разобраться госслужащим... |
Не так давно представитель Южнолатгальского лесного хозяйства сообщил газете «СейЧас», что в числе объектов, загрязняющих окружающую среду (в периметре этого хозяйства), не работающая уже нефтяная база «Залюми» с прогнившими резервуарами, в результате чего их ядовитое содержимое попадает в грунтовые воды.
«СейЧас» решила проверить, реально ли наносится вред среде и действительно ли указанная нефтебаза не действует?
«Залюми» – первоначально советский военный объект – неоднократно переходила из рук в руки, но, похоже, так и не обрела рачительного хозяина. О том, что база выставлялась на продажу, свидетельствуют объявления в Интернете, причем в 2004 году нефтебаза характеризовалась как действующая: «Продается действующая нефтебаза возле железнодорожной станции "Залюми", в 15 км от г. Даугавпилса, 120 км от российской границы и 60 км от белорусской границы. Площадь 21,7 га, резервуарный парк общим объемом хранения 18 тысяч м3…» Цена – 3 млн долларов США. Контактным лицом выступал тогда А. Демин, а электронный адрес свидетельствовал, что база имеет отношение к сети автозаправочных станций DINAZ.
Еще одно объявление «от собственника» датировалось маем 2015 года и содержало больше подробностей о предлагаемом к продаже объекте: «Общая емкость резервуаров – 17 000 м3, 38 резервуаров, возможен одновременный слив (налив) 12 цистерн... На территории нефтебазы имеются железнодорожные пути общей протяженностью около 2000 метров, что предполагает возможность маневрирования». Сообщалось также, что система технологических трубопроводов позволяет производить перекачку нефтепродуктов из резервуара в резервуар, что на нефтебазе оборудован налив нефтепродуктов в автоцистерны, а также что охрана нефтебазы производится круглосуточно, в чем «СейЧас» убедилась, побывав вблизи объекта 19 января. Кстати, за нефтебазу в 2015-м собственник – Б. Гущин – хотел выручить 2 500 000 евро.
ДЕЙСТВУЕТ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВУЕТ?
В прошлую пятницу, следуя из Даугавпилса, свернули с трассы налево после остановки «Кривой мост» (Малиновская волость), а дальше поехали по не чищенной от снега дороге. Навстречу – остановки без всякого названия на остановочных знаках, как, впрочем, и времени прибытия общественного транспорта. Правда, и домов почти не встречалось – каких-нибудь три хутора, и все. Потом пошла грунтовка, посыпанная песком, и вот она – нефтебаза «Залюми», о чем еще на подступах уведомлял длинный состав с цистернами на ее территории. Ни о каком полном бездействии объекта речь идти не могла. Видно было, как передвигаются люди, что здания на территории содержатся в порядке.
Из разговора с сотрудницей станции «Залюми» стало известно, что нефтебаза потихоньку функционирует. Однако, насколько успешно и как именно, – известно только ее владельцам.
В отношении возможного загрязнения грунтовых вод эта служащая выразилась так: «Интересно, почему, когда сюда то и дело поступали составы, вопрос загрязнения среды никого не волновал, а теперь при одном составе в три месяца вдруг встрепенулись. Да и старые резервуары давно уже вывезены…» Такая вот осведомленность.
При этом 19 января представитель собственника нефтебазы «Залюми» – SIA Latvijas nacionāla nekustamo īpašumu āģentūra – утверждала в телефонном разговоре с сотрудником Даугавпилсского управления Государственной службы среды, что нефтебаза не действует…
Тогда как начальник базы «Залюми» А. Сташкевич, до которого дозвонилась «СейЧас», соблюдая таинственность, на простой вопрос ответа не давал, а предлагал направить руководству фирмы официальный запрос, тогда, мол, и узнаете, работает база или нет.
Специалист по связям с общественностью предприятия Daugavpils ūdens Ольга Бумажникова по поводу возможного загрязнения грунтовых вод нефтебазой «Залюми» поясняла, что в сферу деятельности их предприятия входит в том числе проведение мониторинга грунтовых вод в отношении одной скважины, которая располагается неподалеку от этой базы. Наблюдения проводятся с 2002 года.
«Выявлялась концентрация ароматических углеводородов, что свидетельствует об имеющихся нефтяных загрязнениях, но норма не превышена, так что никакой опасности по сути нет. В 2008 году лабораторией Daugavpils ūdens бралась проба воды на территории самой базы, однако и в тот раз замечаний по поводу ее качества не было», – уведомляла О. Бумажникова.
Нареканий к воде нет
То, что ароматические углеводороды не превышают норму, можно только приветствовать, потому как ученые предупреждают, что они способны вызывать острое и хроническое отравление с поражением центральной нервной системы. Воздействие также чревато головными болями; в числе симптомов отравления тошнота, дезориентация, тревога, апатия и прочее. Признаками хронического отравления могут служить сухая, раздраженная и потрескавшаяся кожа и дерматит.
«СейЧас» справилась о качестве питьевой воды у управляющего Малиновской волостью А. Карницкого, который пояснил, что вода в поселке хорошая, нареканий у жителей нет. К нынешнему собственнику нефтебазы «Залюми» управляющий вопросов не имеет. «А какие вопросы, если база не работает», – недоумевает он.
Вот и командир Латгальской региональной бригады ГПСС Чеслав Шмукстс, утверждает, что объект (нефтебаза «Залюми») уже несколько лет не функционирует. «В ином случае от нас бы потребовалось разрешение на ее деятельность, но мы разрешения не давали», – говорит он.
К сведению: нефтебаза «Залюми» в Малиновской волости Даугавпилсского края упоминается исследователями оккупации Латвии в числе ущерба, нанесенного СССР странам Балтии, а именно в материалах международной конференции, проходившей в Риге (2011). Однако конкретики в этой связи никакой не приводится, т. е. насколько именно база навредила окружающей среде, непонятно.
Эксперты признают: земельные участки и водоемы Латвии, зарегистрированные как загрязненные, мало изучены. И как сильно имеющиеся загрязнения способны влиять на здоровье людей, неизвестно. Очистные работы обходятся дорого, поэтому идут вяло. А если местность была загрязнена до восстановления независимости, то вообще не ясно, кто несет ответственность за ее очистку.
Согласно Правилам КМ №1075 «Положения о формах государственных статистических отчетов по охране среды», коммерсанты, деятельность которых связана с нефтебазами или заправочными станциями, согласно выданным в Государственной службе среды разрешениям на ведение загрязняющей деятельности, должны ежегодно сдавать статистические отчеты по охране среды в специальную электронную базу данных Государственного центра среды, геологии и метеорологии.
Загрязнение – историческое
Руководитель отдела контроля Государственной службы среды Даугавпилсского управления среды Ивета Лобанока дает такой комментарий в рамках темы: «От советского периода Латвии в наследство достались сотни объектов с так называемым историческим загрязнением среды. Территории некоторых из них должны подлежать санации. В то же время большинство мест не представляют сколько-нибудь серьезной угрозы.
Руководство Южнолатгальского лесного хозяйства извещено, что историческое загрязнение, связанное с территорией бывшей военной нефтебазы «Залюми», перемещается в сторону леса, в связи с чем им было предложено заняться мониторингом и в зависимости от результатов – санацией территории. Поясню, что собственника объекта, имеющего исторические загрязнения при его приобретении, по закону нельзя заставить ликвидировать эти загрязнения. Но если владелец решит вести свою загрязняющую среду деятельность, то Государственная служба среды вменяет ему в обязанность проводить мониторинг территории, для чего собственник должен привлекать лицензированные фирмы, но это, как я уже сказала, в том случае, если предприятие действующее. Однако нефтебаза "Залюми", по имеющейся у нас информации, не работает с середины 2014 года, что, конечно, нетрудно проверить. Последний мониторинг проводился ими в 2013 году.
И другой момент: сегодня никому не выгодно проливать дорогостоящие нефтепродукты, такая расточительность наносит большой урон, поэтому вряд ли нефтебаза, о которой идет речь, даже если допустить, что она время от времени оживляет свою работу, – о чем нам неизвестно, вредит окружающей среде. Вероятно, все-таки имелось в виду историческое загрязнение.
Тем не менее этот объект будет проверен, в том числе на соблюдение современных требований Положения КМ», – заключила И. Лобанока.