Обратите внимание: материал опубликован более чем восемь лет назад

«Красный петух» на латвийских болотах1

«Красный петух» на латвийских болотах
Сухое жаркое лето несет с собой повышенную пожароопасность. В этом жители Латвии недавно убедились в очередной раз. Загорелось торфяное болото под Талси. С 17 июля пожарные борются с огнем, сдерживая распространение пожара. 

Пожар в Валдгалской волости Талсинского края начался на месте разработки торфа, затем запылал и лес. Сигнал бедствия был получен в минувший вторник вечером. 18 июля из-за сильного задымления были эвакуированы жители близлежащего поселка Стикли и воспитанники расположенного там детского дома. Впрочем, уже в субботу большинство жителей вернулись домой под подписку, что берут на себя ответственность за свою безопасность.

По данным программы ЕС Copernicus, на 23 июля выгорело 1010,5 га, около половины – торфяник. Представители ГПСС говорят, что горение торфяного болота и леса может продолжаться еще неделю, а то и больше. Бороться с огнем пожарным помогают не только другие оперативные службы, но и местные жители – например, они на тракторах подвозят воду.

 

Заметим, что небольшие пожары на торфяниках возникают регулярно, до нескольких раз за сезон. При этом, по мнению торфодобытчиков, в пожарах виноваты обычно люди со стороны, а не сотрудники или техника. Люди бросают в лесу окурки. А еще им нравится колесить по лесным и болотным тропам на мотоциклах и квадроциклах. Причем огонь не появляется сразу. Он занимается через полчаса-час. Раскалились пылинки, собралась пыль, и потом загорелось болото. Торф горит долго, а загорается легко, в местах его добычи к пожару может привести любая искра, поэтому и существуют требования пожаробезопасности. 

 

Огонь «высветил» проблемы

 

Очередной большой пожар вскрыл и очередную порцию проблем. Так, например, Государственная пожарно-спасательная служба пока не может сказать, когда на горящем в Валдгалской волости торфяном болоте проверяли соблюдение требований пожаробезопасности, хотя это надо делать не реже раза в 5 лет. В ГПСС признают: проверка торфяников — не в приоритете ведомства, важнее контролировать безопасность общественных зданий. Однако нынешний большой пожар заставит обратить внимание и на болота, в частности грядут внеплановые массовые проверки по всей стране.

Как известно, пожар опасен не только огнем, но и дымом. Смог от горящего торфяника ощущался даже в соседней Литве. Однако сейчас только в эпицентре пострадавших от пожара мест, в частности в поселке Стикли, качество воздуха признано неудовлетворительным из-за мелких частиц пепла. При этом первые замеры качества воздуха были произведены только на пятый день пожара, и то лишь потому, что население беспокоилось. Сейчас замеры проводятся ежедневно.

 

Правда, обеспечить это было нелегко, пришлось позаимствовать станцию для мониторинга качества воздуха у частного предприятия, разобрать, привезти и собрать на месте – ведь свои три такие латвийские станции именно сейчас отправлены в Германию для калибровки. Данные о мониторинге воздуха на пострадавшей территории в ближайшие дни опубликует на своем сайте Инспекция здоровья. Добавим, что на этой неделе самоуправления Видземе, обеспокоенные пожаром в соседней Курземе, а также сохраняющейся повышенной пожароопасностью, направили официальное письмо премьер-министру Марису Кучинскису (СЗК), министрам внутренних дел и охраны окружающей среды, призвав их немедленно объявить полный запрет на пользование открытым огнем в регионе. Инициативу видземских краевых администраций целиком одобряет ГПСС.

 

Европа горит, помогут белорусы

 

Спустя неделю после возникновения пожара власти страны признали, что своих сил и техники для борьбы с разбушевавшейся сти-хией не хватает. Поэтому Латвия обратилась за помощью к Евросоюзу. Но там свои беды – горит не только у нас. Крайне трагическая ситуация сложилась в Греции. Несмотря на активное участие в тушении лесных пожаров военных и морского флота, погибло уже свыше 60 человек, получило травмы около 160. Очевидцы сообщают, что люди, спасаясь от огня, бросаются в море. В стране объявлен трехдневный траур, греческие власти признали, что оказались не готовы к масштабному бедствию. А в Швецию, где по оценкам местных властей выгорело уже свыше 25 тыс. га лесных массивов, стянуты из восьми стран 60 пожарных машин, 7 самолетов, 7 вертолетов, на помощь местным пожарным и 500 солдатам-добровольцам прислано 350 иностранных пожарных. Тысячи жителей эвакуированы. Настолько сложной пожароопасной обстановки в Швеции не было последние 74 года, говорят эксперты. 

Что касается Латвии, то, с учетом общеевропейского огненного кризиса, свободных вертолетов для нас у ЕС нет. Помощь Латвии окажет соседняя Беларусь. Со среды в тушении пожара в Валдгалской волости начнет участвовать белорусский вертолет. Всё будет покрыто из средств госбюджета на непредвиденные расходы. В дальнейшем, чтобы обеспечить достаточность собственных ресурсов в кризисных ситуациях, возможна закупка дополнительных многофункциональных вертолетов, чтобы у Латвии их было хотя бы 2–3. 

 

Лето в лесу – опасная пора

 

Каждое лето в Латвии объявляется повышенная пожароопасность в лесах. Ущерб, наносимый огнем лесным угодьям, огромен. Убытки от лесных пожаров подсчитываются достаточно просто – обычно известно, сколько кубометров леса можно получить с одного гектара, а также какова его стоимость. Но ущерб не только экономический. Из-за возгораний страдают флора и фауна. К тому же это ущерб экологии, поскольку кислород в этом месте больше не вырабатывается. Поэтому, отправляясь в лес, помните о важных правилах пожарной безопасности, за несоблюдение которых предусмотрены административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность. 

 

С наступлением пожароопасного периода Государственная служба леса организует дежурства на наблюдательных вышках. Поэтому любые работы вблизи леса, которые могут вызвать большой дым, нельзя проводить без согласования. Разработчики леса должны также соблюдать требование, согласно которому в пожароопасный период сжигать на вырубке древесные остатки можно только с письменного разрешения Государственной службы леса. Владельцам леса следует позаботиться, чтобы дороги и просеки были освобождены от поваленных деревьев и кустов. Кроме того, собственникам лесных участков надо знать, что в их обязанности входит наблюдение за лесом после ликвидации пожара. 

 

Добавим, что, по информации Государственной службы леса, один из самых крупных в Латвии лесных пожаров произошел в 1974 году, когда в Вергале выгорело 2,3 тыс. га. Однако самые масштабные пожары бушевали 26 лет назад. В июле 1992 года одновременно горели Слитерский национальный парк – огонь был на Бажском болоте, а также леса в Гаркалне: площадь возгорания составила 3312 и 3000 га соответственно. Почти в 10 раз меньший пожар – 377 га – тушили в Кемерском национальном парке в начале августа 1999 года. Тушение осложняла нехватка воды, поэтому, чтобы пожарные могли ее получить, на время перекрыли водоснабжение в Марупе. Напомним, что этим летом уже произошел крупный пожар – горело на военном полигоне в Адажи, площадь возгорания составила 770 га.  

 

Подожгли специально?

 

И еще один небезынтересный факт. Во вторник министр внутренних дел Р. Козловскис сообщил, что за пределами периметра пожара в Валдгалской волости обнаружено семь очагов возгорания, что свидетельствует о злонамеренном поджоге. Полиция начала уголовное дело, жителей призывают помогать следствию.