«На протяжении трёх дней цена на электричество была равна нулю. Кто его производит, и кто за это платит?» — с таким риторическим вопросом в соцсети «X» начал обсуждение особенностей энергетического рынка экономист и физик Гунтарс Витолс.
Он продолжает размышления собственным анализом происходящего на рынке электроэнергии в Латвии и Балтии.
Солнца нет, идёт дождь, разработчики солнечных парков столкнулись с реальностью. Кредиты капают, доходов нет...
Ветер не очень сильно, в Литве какие-то ветряки вращаются и отдают электричество даром. Но это — политически мотивированная отрасль: политики платят деньгами налогоплательщиков, и есть ветер или нет — деньги расходуются строго по расписанию. Квоты Греты на «пустой воздух». Кто платит? Как? Например, через тарифы. Никто не отменял OIK (обязательные закупки зелёной энергии), его просто убрали из счетов — теперь его оплачивает Latvenergo из своей прибыли. А Latvenergo принадлежит государству, значит — это наши деньги. Меньше прибыль — меньше отчисления в бюджет.
Тарифы? Их установили такими, чтобы покрыть влияние нестабильной энергии на электросети, а также необходимые инвестиции в миллиарды. Вскоре добавятся и расходы на балансировку сети.
Ноль на NordPool — это одно, но у кого он в кармане? Уж точно не у нас. Потребляешь электричество — плати 4–5 центов за распределение. Не потребляешь — плати за подключённую мощность. Куда ни пойди — везде тупик. Только что получил счёт за гараж: 14 евро при нулевом потреблении. Но налог министра климата Мелниса за «зелёный курс» платить всё равно надо. Этот платёж недавно существенно повысили.
Тем временем ГЭС продолжает вырабатывать дешёвую энергию, как и последние полвека. Нет воды — включают ТЭЦ. Могли бы продавать по 10 центов и зарабатывать. Без манипуляций цена была бы 2-10 центов. А при «зелёном курсе» она колеблется от нуля до пары евро. Единственное, что остаётся стабильным — это наш платёж. Налог Мелниса обеспечивает прибыль, ведь все понимают, что ветер нестабилен, а зарплату платят по графику.
Если в Латвии построят ветропарки, платежи вырастут ещё больше. Только нам они не нужны — из Литвы всё равно поступает их электроэнергия по нулевой цене. Экспортная отрасль без добавленной стоимости».