«План реэмиграции»: как, зачем и для кого5
Самым издевательским, пожалуй, является тот факт, что 2,4 млн. латов планируется потратить на весьма сомнительную организацию оповещения эмигрантов о вакансиях и образовании в Латвии и на предоставление им возможности подучить латышский и не учить русский язык.
По примерным подсчетам, за последние 22 года Латвию покинуло от 200 до 300 тыс. человек, и хотя сейчас бум поиска лучшей жизни немного поутих, подавляющее большинство эмигрантов, конечно же, так и осталось за границей. По мнению профессора экономики Михаила Хазана, настоящие цифры могут быть и более непривлекательными, однако, вполне вероятно, что они не разглашаются умышленно, пусть даже это и мешает правильным расчетам пенсий, пособий и много чего ещё. Тем не менее, пришел момент, когда якобы обеспокоенные политики и около-депутатская братия решила поспособствовать возвращению земляков на родину.
Как это ни странно, среди многих опрошенных жителей нашей страны нашлись и такие, кто посчитал план реэмиграции позитивной затеей и даже неким «символичным жестом» со стороны политиков. Официальные же бумаги и проект, разработанный ещё полтора-два года назад (как заблаговременно!) свидетельствуют о том, что символичность в данном случае присуща не только возгласам с трибун, но и текстам, написанным в самих этих документах.
В первую очередь бросается в глаза тот оптимизм, с которым в проекте пишется о «нехватке рабочих рук» несмотря на существующую безработицу, зависимость от квот ЕС и вездесущий бюрократический мазохизм. Разработчики плана всерьез полагают, что из-за свободных границ в Латвии к 2020 году установится стабильный поток иммигрантов, который к тому времени захватит 1/3 всех рабочих мест. Что бы этого не случилось, неплохо было бы позвать на родину более привычных для нашего глаза Янисов и Иванов, хотя тут то и начинаются нестыковки.
Оказывается, что перебравшиеся на Туманный Альбион, мистическую Ирландию или в более экзотические места соотечественники и их дети немного ослабели как в патриотизме, так и в языковых способностях. Именно поэтому в проекте даже появляется страшная словестная формула «lai stiprinātu ārzemēs dzīvojošo latviešu latvisko identitāti un piederību Latvijai» (для того что бы укрепить латышскую идентичность и принадлежность к Латвии всех латвийцев, живущих за границей). Также важным признается образование детей и молодежи на латышском языке, по-видимому, для более радужных перспектив последних.
Самым невероятным оказывается то, что база для этого плана подогнана из проекта с абсолютно противоположными задачами, а именно, из проекта по интеграции иностранцев в Латвии, начавшимся в рамках организации Providus в прошлом году и получавшим большую часть финансирования из ЕС. Завершившись аккурат 30 июня, ровно за месяц до принятия плана реэмиграции, проект вовсе не исчез. Кто-то сообразительный решил попросту переложить всё на новые рельсы, - человеческие ресурсы, ту же руководительницу Даце Акуле и приоритеты (поменяв полюса) для той же самой пресловутой «рабочей силы».
И действительно, живи - не хочу: информируем, создаем сайты (кстати, можно попросту слегка модифицировать сайт www.dzivotlatvija.lv, созданной той же самой Providus), иногда переписываемся с диаспорой, иногда катаемся к ним в командировку, пишем отчётности, между прочим, лишь один раз в год. Красота.
Но, всё же, давайте обратимся к самому плану, который расписан «по пунктам» в лучших традициях евро-проектов:
1. Создание агентства «одной остановки»
Данное агентство призвано помогать ориентироваться нашим эмигрантам в системе латвийского госуправления и помогать им проходить через разные бюрократические проволочки. В принципе и придраться то не к чему,- ведь кому-то рабочее место в агентстве будет. Жаль только, что таких инстанций почти нет для простых латвийских жителей, или же они платные.
2. Предоставление информации о рынке труда
Это всё банально та же база данных CV государственного агентства занятости, разве что только с новой функцией пометок «важный эмигрант». И опять таки речь идет не о рабочих местах, а об информации, так что выкручивайтесь как знаете.
3. Привлечение работников с высокой квалификацией
Цитата: «высококвалифицированную рабочую силу Латвия планирует привлекать при помощи государственного и европейского финансирования». То есть кому-то особенному, приехавшему туда, откуда он когда-то выехал, будут платить немного больше остальных. Пожалуй, это не самое завидное положение для отношений в рабочем коллективе. Да и сколько потянет такая помощь? Хорошо если год от силы, и это так откровенно похоже на пособие…
4. Обучение латышскому языку
Обучение латышскому языку планируется обеспечить для всех вернувшихся, вне зависимости от их гражданства и уровня владения языком. Однако же для этого уже давно имеются инстанции связанные с натурализацией. Хотя если там неожиданно появиться интенсивная программа «латышская грамматика за неделю», то любопытства ради, можно будет и попробовать.
5. Создание и поддержка деловых связей с диаспорой
К сожалению, этот пункт наглядно показывает, что «не мы им нужны, а они нам». Хотя назвать богатым опыт общения с диаспорой, особенно послевоенной, как-то язык не поворачивается. Латышская диаспора, судя по американским, канадским и австралийским газетам, находится совсем в другом, параллельном мире, и грезится ей, что современная Латвия живет ещё в некой советской антиутопии. Как ни крути, а перебравшиеся более полувека назад заграницу латвийцы снабжают нас только лишь политиками и деньгами для поддержания музея оккупации и некоторых культурных мероприятий. Более же молодая диаспора вряд ли найдет предложения по деловым связям хоть сколько-нибудь интересными.
6. Поддержка для школьников
Тут всё логично, школьнику всегда нужно по-новому адаптироваться в малоизвестной для него стране. Хотя среди всего прочего в документах упоминается и про привлечение молодежи в латвийские ВУЗ`ы, что в лучшем случае можно посчитать за наивность составителей этого гениального плана.
7. Ограничение необоснованных требований по уровню владения иностранным (читайте, русским) языком
С требованиями к английскому тут уж вряд ли кого удивишь, а вот с русским языком можно и поюлить. Хотя данный пункт и относится только к государственным и муниципальным учреждениям (привет новым управленцам!), а также госпредприятиям, разработчики проекта обещают или подыскать альтернативное место работы или обеспечить обучение и русскому языку. Второй вариант кажется очень либеральным, однако вряд ли он окажется самым популярным.
8. Расширение круга репатриантов
Планируется расширить круг лиц, которые могут получить статус репатрианта (с внесением поправки к закону "О репатриации"). И смех и грех, но с распространением статуса репатрианта и на тех, кто уехал из Латвии после 4 мая 1990 года, план реэмиграции окончательно оклеймит себя как очередной проект по выдаче пособий. Причем пособий для тех, кто может быть и здоров и при хорошей работе. Из документов можно высчитать, что на 1 такого репатрианта будет приходиться пособие в размере 563 лата в год (почти 50 Ls в месяц). Вот такую, вполне аппетитную пенсию, возможно, предложат репрессированным ЕС-режимом.
Между прочим, в доступных материалах ничего не сказано про ограничение для неграждан и лиц, уехавших вовсе не в Европу. Означает ли это, что определенные возможности есть и у эмигрировавших в Россию или страны СНГ? Это пока остается неясным.
Страсти хрустящих бумажек, зеленых и белых
Так уж сложилось, что власть имущие, да и просто некоторые чрезмерно ностальгирующие слишком много думают о том, что в Латвии было, а не о том, что есть, и с чем можно работать.
Может быть, стоит попробовать посмотреть на тех, кто уехал из-за долгов, которые уже переросли все мыслимые и немыслимые потолки и серьезно взяться за произвол кредиторов? Поглядеть, что творится с латвийцами на Кипре, в Греции, или даже в той же Англии, где за 1000 фунтов люди ведут далеко не сахарную жизнь (от которой в шоке все англичане, ведь наши даже и с этого имеют какие-то накопления). При этом в среднем, уехавшие присылают своим родным 350 миллионов латов в год, что тоже не мало.
Ясно одно – нужно выходить на индивидуальный уровень и как-то наводить порядок на местах, а не строить призрачные планы по массовому притоку населения. И кто знает, каких проектов нам ещё стоит ожидать, ведь праздник песен и плясок уже прошел, заканчивается и отделка Замка Света. Будем надеяться, что не дойдет до постройки огромного маяка для всех уехавших...