Контора своих не бросает?16
Семен Аранович, самый «мужской» режиссер тогдашнего советского кино, незадолго до этого получил Государственную премию за великолепный фильм «Торпедоносцы». Кто не видел – обязательно посмотрите. Это – из лучших фильмов о войне.
Героем нового – документального – кино стал последний доживший охранник из сталинского «ближнего круга». Большая часть фильма состояла из кусков интервью. Солдатское лицо старого чекиста не выражало эмоций; он послушно и очень подробно отвечал на вопросы. В некоторых кадрах за фигурой главного героя хорошо просматривалась бедная и неуютная хрущевская квартирка, на диване спиной к зрителю вздрагивала и мучительно стонала умирающая от рака женщина – жена старого охранника.
После окончания сеанса на Семена Арановича посыпались вопросы из зала. Большую часть зрителей составляли коллеги-кинематографисты. Собственно, все вопросы можно было свести к одному: как вам удалось уговорить этого человека?
Оказывается и до Арановича многие режиссеры выходили на последнего человека из сталинской охраны, и все получали жесткий отказ. Напомню, что в перестроечные годы еще доживали свой век два ветерана сталинской гвардии – Молотов и Каганович. Их квартиры находились в постоянной осаде журналистов, эти же акулы пера перехватывали и сопровождали каждого из стариков во время коротких прогулок по улице; и все напрасно: оба суровых ветерана ушли из жизни, не раскрыв рта перед микрофоном или камерой. Так что старик-охранник оставался чуть ли не последним личным свидетелем.
Режиссеры в зале наперебой жаловались, что каких только аргументов они не приводили, какие только хитрости не использовали лишь бы подобраться к старому чекисту, даже через бывшее гебешное начальство давили – старик был непреклонен.
И тут Аранович улыбнулся:
- А вы деньги предлагать пробовали?
Коллеги-киношники опешили от такого вопроса, типа да вы что, это же человек «из органов», да еще сталинской дрессировки, да вы что, да как можно... Нет, вы только оцените нашу тогдашнюю чистоту и наивность! А ведь это сегодня такое простое решение – купить гебиста за деньги – лежит на поверхности, это сегодня мы все о «них» поняли, а тогда... Тогда и в голову не могло прийти; да вы что: это же оскорбление для офицера!
Повторяю: какими же наивными были в те годы творческие либеральные люди! Вот так оказалось, что Семен Аранович – бывший военный летчик заполярного базирования – разбирался в жизни немного лучше своих простодушных коллег.
- Дело в том, что у сталинских чекистов «исполнительского» уровня были очень маленькие зарплаты, - объяснил Аранович, - Это как цепные псы, которых специально недокармливают, чтобы злее были. Да им самим не нужны ни деньги, ни материальные блага – они живут службой. ...А потом приходит старость, государство выбрасывает их на свалку, и вдруг оказывается, что нет ни нормального жилья, ни денег даже на лекарства.
Я вспомнил умирающую женщину на втором плане. Аранович продолжал:
- Я спокойно прошел к нему в дом, сел за стол и вынул из кармана двести рублей. Старик уставился на мои руки. Я медленно пересчитывал бумажки, и он не мог оторвать от них глаз. Я знал, что эти деньги были очень нужны в доме, здесь не на что даже купить фрукты для умирающей жены. Пересчитав купюры, я придвинул их к нему и он взял. Вот и все.
Для чего мне понадобилось пересказывать эту старую историю?
А дело в том, что известные крымские события напомнили мне об одной поговорке. Собственно, это очень старый слоган, но в последние годы его зачем-то (зачем?) вспомнили и начали усиленно раскручивать. А звучит это дело так: «КГБ своих не бросает». Кстати, в современной истории появился и персонифицированный вариант: «Путин своих не бросает»...
Вот по этому поводу я и рассказал историю про старого и ненужного чекиста; - поговорка эта – такая же правдивая, как и многие коммерческие слоганы; бросает «контора» своих, еще как бросает, и не дай вам боже ощутить это на своей шкуре.
Подробней об этом могли бы рассказать брошенные и «несуществующие» инвалиды Анголы, Египта, Сирии и других войн, в которых Россия «не участвовала»... Если кто из них дожил, конечно.
Что же касается «своих» коллаборационистов и сепаратистов из местного населения, то судьбой первых поинтересуйтесь в Афгане, а хотите посмотреть на вторых – загляните в Южную Осетию и Абхазию, посмотрите как живут живут сегодня эти люди.
... К чему это я? Да так просто, увидел тут один «шутливый» сайт со сбором подписей, и тема сама в голову пришла. Впрочем, доля правды про «своих» и «не бросает» таки имеется, но только это не про вас, господа наивные, не про вас. Это – про Сердюкова и Януковича.