Развенчание развенчания9

Развенчание развенчания
В те самые дни, когда киселевское телевидение запричитало от смертельного ужаса перед марширующими европейскими геями, российский министр культуры развенчал очередной русофобский миф: оказывается, композитор Чайковский никогда не был геем.  А в ответ на недоумение биографов, объяснил так: современники действительно считали Чайковского геем, но на самом деле геем он не был.

В подобных случаях мудрый даугавпилсский историк Вейнберг разводил руками: ну раз он так говорит, значит он знает

 

Да, у Чайковского была репутация гея;  да, он делал все, что делают геи, но геем при этом не был, и не смейте марать доброе имя гордости российской культуры.

 

Так же и сегодняшний министерский скандал с героями-панфиловцами:  фигли нам архивная справка; - министр говорит, что был подвиг, значит он знает.  Эпоха развенчания мифов закончилась на Чайковском – это  если кто не успел понять.


***

 

Собственно, у всякого народа имеется своя героическая мифология – набор великих имен и великих подвигов, о которых снимают фильмы и рассказывают школьникам. Эти канонические истории идеально вписываются в идеологию государства, и тут заложено неразрешимое противоречие:  если ты в них сомневаешься, значит - не патриот, а если не сомневаешься, значит дурак.

 

Помните сцену из «Войны и мира» - когда офицер-сослуживец, захлебываясь от патриотического восторга, пересказывает Николаю Ростову подвиг генерала Раевского, а Николай машинально делает две вещи:  согласно поддакивает своему собеседнику и – брезгливо от него отстраняется. Толстой комментирует примерно такими словами:  своим опытом военного человека Николай понимал всю фальшь и военную бессмысленность этой истории, а с другой – считал ее полезной для возбуждения патриотического чувства.

 

Это - классическая реакция умного державника на идеологию:  серьезно поддакивать и брезговать одновременно!  И уж совсем глупо судить о патриотическом мифе с точки зрения «было-не было». Если это полезно и необходимо – значит БЫЛО.  Как выразился Игорь Губерман по поводу «научного» спора о подлинности царской могилы - «евреи так долго молились на этом месте, что если царь Давид и не был там похоронен, то он давно туда перебрался»

 

Другими словами: пофигу нам ваши справки;  мы так долго верили в историю про двадцать восемь панфиловцев, что она уже давно состоялась.

 

...Так же, как Иван Сусанин заблудил в лесу глупых поляков,  а самоотверженный Сталин произнес чуть не самые знаменитые свои слова  «я солдата на маршала – НЭ МЭНЯЮ»; - мы уже много чего себе намолили.

 

***

 

Сегодняшнее возвращение к советской мифологии напоминает историю с маленькой девочкой, которая каждый вечер засыпала под одну и ту же любимую сказку. И вот однажды папе надоело пересказывать слово в слово, и он решил добавить немножко импровизации. Но, при первом же отступлении от канона девочка разлепила глазки, вскинулась на кроватке и возмущенно закричала: «Неееет! Не так!» В ее голосе были слезы обиды, и папе снова пришлось вернуться к исходному образцу.

 

Утерев слезки обиженному народу, важно вернуть ему не только прежние сказки, но  даже и привычного сказочного злодея в лице Америки.  Которая долго не могла понять, чего от нее хотят, пока не дошло наконец. Уже не удивляемся ни страстям по железному Феликсу, ни даже последней инициативе самого глупого из российских депутатов  - присвоить Президенту статус и звание Генерального Секретаря КПСС.

 

***

 

Кстати о дураках.  Знаете, бывает такая народная простоватость - «дурак-то дурак, а мыла не ест».  А вот сегодняшний дурак – ест мыло!  Назло всему миру кушает! Угроза бомбить Воронеж стала одним из мемов эпохи, а Иван Охлобыстин выразился, что пускай мы все погибнем, но и вы, твари продажные, жить не будете.

 

Подобный духовный порыв разделяет огромная доля россиян, и по этому поводу риторический вопрос:  на фига же нужны внешние враги?  При таком-то внутреннем энтузиазме. И хорошо, если эта гульба закончится очередным похмельем и  очередными «христарадными» окорочками – не было бы только хуже.


***

 

В одном из романов Корецкого описаны «деловые» переговоры традиционных воров в законе с криминалитетом новой формации. И вот сидят с одной стороны  матерые зеки в наколках, а с другой – внешне приличные люди, без единой судимости и кто-то даже с юридическим образованием.  Хотя – тоже бандиты.  Первым начинает держать речь представитель «новых» - очень толково и грамотно, с логической аргументацией, со ссылками на документы, с полным раскладом по цифрам...

 

Но, по мере его доклада, братки противоположной стороны начинают недоуменно переглядываться – разве это речь настоящего вора! Вот сейчас НАШ покажет, как нужно выступать. Следующим выходит главный законник от воров и начинает показывать настоящий уровень переговорной аргументации:  щурится глазом, сплевывет через фиксу, томит театральными паузами, потом с тихого шепота срывается на пафосные восклицания, а в самый кульминационный момент разрывает на себе рубаху.

 

И теперь уже «новые» недоуменно переглядываются между собой, чуть ли у виска не крутят, зато восторженные зеки бросают на них победные взгляды:  ну как вам НАШ! То-то!

 

***

 

...В точности как политические ток-шоу российского ТВ - самые бурные аплодисменты срывает самая пустая и пафосная домашняя заготовка прокремлевского солиста. Иногда кажется, что на подобном «братковском» одобрении вырастает и сегодняшняя дипломатическая школа.  В ситуации с вопросом о трибунале по Боингу «аргументация» типа «судилище над Россией» слишком явно расчитана на внутренние аплодисменты, а если при этом разорвать рубашку, будет еще эффектнее.

 

Понятно, что в подобном диалоге с миром бандиты сидят и с той и с другой стороны, да только одна сторона – респектабельная, отъевшаяся в поколениях и трусоватая за планету хотя бы ради собственного потомства; а вот их противникам жалеть некого и нечего – им ни чадолюбие ни семейные привязанности по закону не положены. Ни по воровскому, ни по чекистскому. На этом затянувшемся сходняке позиция России вызывает восторги собственного народа (типа ну как  вам наш!) и – оскорбительно-недоуменные переглядывания сильных мира сего.


***

 

Ну и последнее. Через вторые френдовские руки случайно оказался на фейсбучной страничке земляка-журналиста – из «русского мира», естественно. Читать не собирался – там киселевщина вместо мозгов и совести, но вот картинка зацепила внимание:  издевательский портрет Новодворской в демотиваторном обрамлении.

 

И что удивительно:  человека давно уже нет, а ватноголовые продолжают постить это лицо в самых уродливых исполнениях;  в этом постоянном смаковании личной ненависти, в этой непреходящей потребности видеть «объект» угадывается непристойное сладострастие, с которым зоологические нацисты разглядывают уродливые антисемитские карикатуры.

 

Приводимые в качестве аргумента «русофобские» цитаты ничего не объясняют – Новодворская была чуть не единственным публичным политиком, который пытался разговаривать с народом так, как принято разговаривать с умным человеком – есть ли большее доказательство уважения? Ее бесстрашие и бескорыстие признавали даже враги, ее упрямая и «знающая» любовь к России внимательному человеку понятна и так, а ватноголовому все равно не докажешь. И знаете, что я думаю: эта непреходящее бандерложье улюлюканье в адрес ушедшего врага – самый хороший памятник одному из достойнейших людей нашей позорной эпохи.

 

... Это - к вопросу о героической мифологии страны.