Налоговый звиздец4
Как известно, «налоговая Санта-Барбара» продолжается в Латвии уже с начала 2000-х годов и затрагивает как Ригу, так и латгальский регион в целом, где к проблеме кассации налогов добавляется ещё и проблема нормальной работы границ. Но вот в последние 3-4 месяца в стране происходит настоящий «гормональный сбой» - целая армия ответственных товарищей вдруг начинает уделять особое внимание службе госдоходов и схемам получения заработной платы. Общество, конечно же, реагирует на это так же, как тело человека реагирует на резкий выброс адреналина – тревогой.
А причина этой тревоги кроется в давно желанном вступлении Латвии в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD) или, как выразились мои польские попутчики – «мы опять лезем в чью-то ж*пу».
Паразитизм как стиль управления государством
Зачем же Латвия лезет в ОЭСР? Этому имеется несколько объяснений, как самых поверхностных, так и весьма глубинных. Самое афишируемое – ОЭСР поможет Латвии превратиться в государство с хорошо функционирующими финансовыми структурами, в которых почти не будет места коррупции, взяткам, раздутой бюрократии и прочим нехорошим штуковинам.
Опытные дяди и тёти (в основном американцы и французы) будут ежемесячно присылать нам свои аналитические труды, за которые мы будем отстегивать приличные суммы у.е.. В этих отчетах-скрижалях мы сможем найти великую мудрость работы с капиталом и, конечно же, станем жить счастливее. Главное ведь не каков король, а каковы советники, не так ли? И Латвия намерена заказать себе самых «топовых шептунов». Но для этого сначала нужно сделать пару впрыскиваний адреналина…
Борьба со взятками, откатами, отмыванием денег, зарплатами в конвертах и наращиванием подбородков на «теплых местах» - дело благородное и нужное. Однако огромное значение имеет и то, где и в какой мере проходят все эти карательные операции.
Интересное дело - ровно год назад Греция подписала договор с ОЭСР о совместной работе по внедрению реформ. Что из этого вышло? Всем известно.
В Латвии за нервы (читай, налоги) пытаются дергать горячей кочергой, от чего страдают и предприниматели, и простые работники. А вся эта напускная деятельность делается с одной простой целью – ещё более углубить деградацию управленческого аппарата. Ведь уже теперь значительная часть того, чем занимаются в Сейме, связана с банальной адаптацией норм ЕС в нашу с вами повседневность. Прям безудержное творчество! А с вступлением в ОЭСР в верхних эшелонах власти и вовсе будет нечего делать. Можно после этого оставить пару десятков толковых юристов и переводчиков и всё – живем, подстраиваясь под чьи-то советы.
Правда никто и никуда сваливать не станет, ведь жизнь за счет налогов плебса является самым прекрасной формой паразитизма. Печеночным сосальщикам такое и не снилось. Зато как потом захочется попасть в такую кормушку! Вай! Сиди, да письма от титулованных ребят получай – не жизнь, сказка!
А казалось бы, все к лучшему
Уничтожить зарплаты в конвертах – это хорошо или плохо? Честно говоря, это правильно, потому что в нормальной стране деньги должны циркулировать самым естественным образом, попадая в карманы и к труженикам, и в госказну. Но вот в Латвии дело обстоит иначе, и, чтобы шибко не вдаваться в детали, я приведу жизненные примеры двух моих собеседников, повстречавшихся мне в Польше:
Денис, 33 года, управляющий строительной компанией в Риге (собирается пойти учиться в сферу IT)
«Стройка и так сейчас переживает не самые лучшие времена, хотя прошлый год был ещё более-менее нормальным. Проблема с налоговиками заключается в том, что все их закидоны подводят нас к сложностям с конкурентами – заказчики хотят все делать дешевле, и многие соглашаются на черные схемы, тогда как мы, даже стараясь предлагать низкую стоимость услуг, просто оказываемся за бортом. Заказчики рискуют, но соглашаются. Иногда их и их строителей ловят, и тогда в минусах оказываются все. А мы сидим без прибыли».
Валерий, 42 года, работник лесозаготовочного предприятия в Латгалии (собирается переезжать в Ригу или заграницу)
«Я получаю две зарплаты: одну на счет, другую в конверте. Та, что в конверте – больше. Сейчас же с выдачей денег твориться черт знает что. СГД крутят-вертят всем мозги, и я уверен, что впоследствии мы станем получать не суммированную зарплату (сумма того, что приходило на счет и в конверте), а какой-то издевательский обрубок. Можно тут искать козлов отпущения, но это, похоже, лишняя трата времени. Зэки и алкоголики и так будут ходить на гатор, но вот мне, содержащему семью, такой вариант не устраивает».
Крайний всегда найдется
Кстати, о козлах отпущения. Вы будете смеяться, но в среде знатоков «темных делишек» сейчас вангуют о том, что в налоговых бедах Латвии могут начать обвинять… Россию. Нет, не потому что она точит ножи и от этого скрежета у латвийцев падает работоспособность. Отнюдь. Просто если верить статистике (например, Lursoft), то средний уровень прямых инвестиций россиян за последние 20 лет составлял не более 3000 евро с одного вкладчика, тогда как на одного инвестора из Швеции, Нидерланд или Норвегии приходилось по 1,5-2 млн. евро. Это прямое свидетельство отмывания денег. Правда грешат этим не только россияне, но и наши «бралюкасы» литовцы и даже эстонцы. И все же добавить в список претензий к выходцам из РФ ещё и создание нелегальных схем оттока капитала – милое дело.
Попадем мы в ОЭСР или нет, пока остается тайной, но механизм уже запущен и уже слышен плач и скрежет зубов. Вообще создается впечатление, что понятия «экономическое развитие» и «нормальная жизнь» (хорошие условия для работы) – вещи вообще несочетаемые. Рост всяких там ВВП, кредитного рейтинга и т.п. как-то проходят стороной нашу обыденность, но ради этого огромные конгломераты готовы рвать пупок и доказывать свою необходимость.
Под конец моей поездки по Польше я все же услышал вывод, который в принципе резюмирует все потуги СГД и смежных инстанций за последнее десятилетие: проблема Латвии заключается не столько в высоких налогах, сколько в их постоянном броуновском движении. Это, кстати, подтверждают и приезжие из ЕС и России предприниматели. Значит, нужно всего лишь убрать горелку от одного места, ну или, в конце концов, дожарить стейк до хрустящей корочки.