Аврамий Михайлов. С верой по жизни

Аврамий Михайлов. С верой по жизни
«Человек на земле распевает ту песню, которую будет петь на небесах», – пророчил один известный писатель. И действительно, у каждого из нас своя песня. Если органично соединяются слова, мелодия, голос – она будет звучать долго... Сегодня мы вспоминаем о мотивах, которыми полнилась жизнь Аврамия Силантьевича Михайлова (1934–2007), город помнит его как директора Даугавпилсского автобусного парка.

Семья, где суждено было появиться на свет Аврамию, проживала в деревне Застенки нынешней Науенской волости. Его родители – люди глубоко и искренне верующие. Сколько Бог дал детей – столько и будет. У Силантия и Екатерины народилось десять… Аврамий был в числе младших. Прошло время, и все семейство перебралось на жительство в Гофтенберг (Крауя) – по такому случаю у немецкого барона был откуплен большой надел земли для ведения полноценного хозяйства. Но Силантию не суждено было прожить долгую жизнь. Можно сказать, что собственная доброта сгубила его в грозовом 1941-м. Подробности по просьбе сына Аврамия Силантьевича не приводим. Позднее, в 1947-м, беда свалится и на мать А.С. Михайлова, которая по трагической случайности лишится ноги. И тут уж вся забота о выживании навалилась на плечи подраставших детей, среди которых добрую половину составляли сыны крестьянские, к труду приученные.

 

«Держись крепче, сынок!»

 

В войну, да и в послевоенное время не разбалуешься. Аврамий досыта хлебнул тяжестей жизни, но его сын, Сергей Михайлов, не припомнит, чтобы отец когда-то жаловался на судьбу. Да и некогда жаловаться было – работа, работа и еще раз работа… Память выхватывает лишь отдельные штрихи детства. Маленького Сергея отец в пору его работы водителем автобуса брал с собой в рейс. Трехгодовалый сынишка важно восседал на капоте, под которым гудел двигатель. «Держись крепче, сынок, чтобы голову не разбить», – предупреждал папа.

 

В этот период семья проживала на Гриве, снимая часть дома. В город надо было идти через мост. И тайным занятием Сергея стало сбрасывать в речную пучину сандалии, которые на ту пору дизайном хоть и не отличались, зато производились из натуральной кожи. Причем топил он сандалии так хитро, что отец не замечал. А когда понял, в чем дело, стал носить сынишку через мост на руках – сандалии теряться перестали. Сергей Михайлов рассказал мне и такую историю. В младшем детском возрасте родители отсылали его на лето к бабушке в деревню. И мальчишечка стал забывать, как выглядит отец, которого не видел больше трех месяцев. Однажды вечером приехали родители, но Сережка не узнал папу – спрятался за подол бабули. Аврамий Силантьевич, видя такую картину, растерялся, заплакал…    

 

Сергей подрастал, и отец научил его кататься на велосипеде. Потом купил сыну коньки. Предварительной примерки не потребовалось – у папы был хороший глазомер. Вместе они выходили на лед озера Губище и с удовольствием чертили на его глади коньковые узоры.

 

Сергей Аврамьевич рассказывает, что его отец служил в армии водителем в автомобильной роте, а до службы, проходившей на Украине, успел окончить ЖУ-2. За решительные действия во время проведения военной операции Аврамий Михайлов был отмечен боевой наградой. После демобилизации в 1957-м устроился в Даугавпилсский автопарк водителем. Вскоре и любовь нечаянно нагрянула, как в той песне. В жены Аврамий Силантьевич взял Агрипину Агурьяновну. Имена-то какие, просто слух ласкают… Да, так вот, со своей Агрипинушкой Аврамий познакомился, можно сказать, случайно, только случай этот был из числа судьбоносных. Вошла девушка в его автобус на станции Медуми, а получилось, что вошла в душу. Свадьбу сыграли в доме ее отца. В 1960-м у Аврамия и Агрипины родился первенец – Сергей. А через три года семья Михайловых пополнилась еще одним ребенком – Валерием. Сыновей отец воспитывал в строгости. Политика кнута и пряника актуальности не теряла.

 

Одно время в доме Михайловых жил огромный сибирский кот Маркиз. Ласковый был. Сергей помнит, как 12-килограммовый котище нежно покусывал щеку Аврамия Силантьевича, когда тот смотрел в кресле телевизор. Маркиз сопровождал сына и отца на Стропское озеро, в магазин. Значительный, хвост трубой, шел следом… Когда кот умер, все сильно переживали и больше животных не заводили. 

 

Бескрайнее море-поле

 

Аврамий Силантьевич продолжил учебу в вечерней школе рабочей молодежи, потом в Елгавской сельскохозяйственной Академии, где постигал инженерно-механическое дело. Сергей вспоминает, что отец любил дружеские компании, умел общаться, располагал к себе людей добродушиeм, шутками-прибаутками. Аврамий Силантьевич знал много русских народных песен, песен из репертуара Утесова, и если за столом просили спеть, никогда не отказывал, включался в песню всей душой. Мог и рюмку-другую выпить за чье-то здоровье. В молодые годы играл на трубе в духовом оркестре при предприятии. Было время, когда духовики Автопарка шли на первомайские демонстрации трудящихся в первых рядах, поднимая градус всеобщего праздника.

 

В 1976 году Министерство автотранспорта направило Михайлова в Бауску, где он занял должность директора АТП-28. Семья осталась в Даугавпилсе. Но через полтора года на семейном совете постановили отозвать папу и мужа из затянувшейся командировки. Михайлов вернулся и стал работать заместителем директора Даугавпилсского СпецАТП, а затем и директором данного предприятия.

 

В жизни Аврамия Силантьевича работа занимала первое место, а когда выпадал отпуск, ехал с семьей на родину жены. Места в Медуми сенокосные. Вставали с Агурьяном, отцом Агрипины, в пять утра, брали косы – и в поле. Ряд за рядом, медленно и волнисто ложились под косой травы и головки цветов полевых, насыщая воздух пьянящей свежестью. Останавливались, чтобы обтереть лезвие косы травой и затем поточить его. А дальше – опять бескрайнее море-поле. Шли годы, и в сенокос один за другим включались сыновья. И вот уже четверо машут косами – вжик-вжик… Пот струится – сердце радуется. Сергей помнит, как у отца в руках коса будто сама косила, подрезая сочную зелень. В полдень Агрипина приносила обед и хлебный холодный квас. Ночевать устраивались на сене, самой сладкой на свете постели.

 

«Вы не переживайте...»

 

В 1988 году стали популярны выборы директоров. Коллектив Автопарка проголосовал на собрании за Михайлова, люди помнили его по прежней работе. Время, когда А.С. Михайлов занял директорскую должность, простым не назовешь. Трудности с топливом, поиски поставщиков, прекратилась система госснабжения, госдотаций, уменьшился пассажиропоток… Встал вопрос о реформировании предприятия, что повлекло многочисленные и серьезные преобразования. Аврамий Силантьевич пропадал на работе по 12 часов и больше. Особенно тяжелыми стали 1992–1994 годы. Хорошие кадры искали где лучше, и объяснить людям, что это временные трудности, которые надо пережить, требовало большого терпения.

 

Возможно, поэтому Аврамий принял на должность начальника отдела кадра собственного сына, оканчивавшего в то время РТУ. Предприятие прошло через кризис, осталось работоспособным и относительно стабильным, выстояв несмотря ни на что.  Аврамий Силантьевич был человеком верующим. Большую часть жизни носил крест на простой бечевке. Золотую цепочку приобрел только под конец земного пути. Сынов в старообрядческую веру крестил в младенчестве. Дома иконостас. Прежде чем сесть за стол, семья молилась. По воскресеньям Михайловы направлялись в моленную. А.С. Михайлов входил в состав Совета старообрядческих церквей и общин. В 2001 году исполнял обязанности председателя Центрального совета ДПЦЛ и до конца жизни являлся заместителем председателя. В его кабинете посетители замечали икону Божьей Матери.

 

Вот как об Аврамии Силантьевиче отзывается настоятель Малюткинско-Юдовского храма о. Иоанн: «А.С. Михайлов в числе других положил много усилий на то, чтобы объединить Церковь, благодаря чему состоялся Гайковский собор (2001). Много и активно помогал он старообрядческим приходам. Случая, чтобы Михайлов кому-то отказал, не помню. Это была самая разная поддержка, в том числе предоставление автобусов для поездки на конференции. Жаль, что не воплотилась при жизни мечта, которую лелеял Аврамий Силантьевич, – посетить итальянский город Бари, где покоятся мощи святого Николая Чудотворца. Им был даже разработан маршрут следования. Поездка даугавпилсских паломников состоялась лишь после смерти идейного вдохновителя на нее, но его молитвами. Примерно за два месяца до кончины Аврамий Силантьевич просил Совет освободить его со всех церковных постов, чем привел в замешательство присутствующих, которые были не в курсе обстоятельств. Тогда он назвал диагноз, что явилось шоком. «Вы не переживайте, это не так уж страшно, полежу в больнице, подлечат…» – успокаивал мужественный человек. Через два месяца город прощался с ним.

 

Продолжение в детях

 

Аврамий Михайлов прошел путь от водителя до руководителя. Был механиком, мастером, начальником ремонтных мастерских, начальником отдела эксплуатации, заместителем директора Автопарка…

 

Знавшие его люди отмечают, что Михайлова отличала скромность. Что ж, часто скромные люди оказываются тверже и активнее в критических обстоятельствах. Более 30 лет жизни отдал Почетный Даугавпилчанин А.С. Михайлов Автобусному парку. Был награжден Золотым знаком ордена Трех Звезд, Орденом Лачплесиса. В его бытность директором Автопарк получил автобусы Solaris, в Даугавпилсе открылась новая автобусная станция. За всеми большими и малыми достижениями стоял ежедневный и напряженный труд директора и коллектива, который он сумел сплотить во имя единой цели. Сегодня Автопарком руководит Сергей Аврамьевич Михайлов. Его младший брат Валерий Аврамьевич работает здесь механиком – контролирует техническое состояние выпускаемых на маршруты автобусов.

 

P. S. Аврамий Силантьевич учил сыновей ответственности, честности. «Если что обещал, обязательно выполнит. Слово держал крепко, и оно с делом не расходилось», – говорит его старший. Но вместе с тем отмечает: у отца были здоровые амбиции, и если он что-то решил, спорить бесполезно, все равно настоит на своем. Сергей признается, что он в этом смысле будет помягче, в маму пошел.

 

(Статья в рамках совместного проекта Даугавпилсской городской думы и газеты «СейЧас»).