Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Алексий Жилко: «Мы против подражания западничеству»

Алексий Жилко: «Мы против подражания западничеству»
Бежит, бурлит река Времени, увлекая в общий шумящий поток все вокруг. И только редкие валуны остаются неподвластными этому бегу. Вода обтекает их могучие спины, но от этого могучий камень лишь ярче переливается под лучами благодатного солнца...

В дне сегодняшнем под грифом «Почетный Даугавпилчанин» очерк о председателе Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, духовном наставнике и председателе Совета 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины отце Алексие Жилко.

 

Первая служба

 

«Кто за что, а я за двоеперстье,/За байку над липовой зыбкой…/Разгадано ли русское безвестье/Пушкинской Золотой рыбкой?» – писал Николай Клюев, любимый поэт о. Алексия – ревностного защитника догматических основ Староверия.

 

Но сначала был просто мальчик Алексей, единственный сын у мамы Феврусы Дементьевны, которая всю свою трудовую жизнь, а это чуть больше 40 лет, проработала дамским парикмахером в Старой Риге. Гостеприимная и хозяйственная, она знала три языка: русский, латышский, немецкий. В садик Алексей не ходил, благо было кому присмотреть за ребенком дома. Рядом проживали родственники, с детьми которых главным образом и промелькнула ранняя пора детства. По выходным ехали большой компанией в Юрмалу – загорали, купались, дружили. Ходили друг к другу в гости и угощали друг друга домашними пирожками.

 

В 1953 году подоспела школьная пора –  Алексей пребывал отличником до 4-го класса. Позднее самыми значимыми предметами стали литература и история. Староверие вошло в судьбу сразу – мама была истинно верующим человеком. Алексей постигал церковно-славянский язык, носил нательный крестик, но в школе об этом никто не догадывался. Религиозные взгляды проявились, когда парень наотрез отказался вступать в комсомол. Но как можно было одновременно иметь на груди крест и атеистический комсомольский значок? Вероятно, за твердое «нет» комсомолу его и забрали в армию через несколько часов после выпускного. Алексей Жилко попал в музыкальный полк – учли музыкальную грамотность новобранца. Служил в Кемеровской области. Оркестр нуждался во флейтисте, и рядовой солдат Жилко стал им, освоив инструмент, который до сего времени и в руках не держал! Начались парады, строевые смотры, праздничные вечера, опять парады… При этом солдатские ноги тоже имели не последнее значение.

 

От пономоря до председателя ЦС ДПЦЛ

 

Через три с половиной года службы, в октябре 1967-го, Алексей вернулся домой. Устроившись учеником слесаря на завод оборонного значения в Риге, дорос до бригадира и помощника мастера цеха, вносил рацпредложения. На том оборонном предприятии он отработал больше 20 лет. Но была и иная жизнь, никак с производством не связанная. Алексей регулярно посещал клирос Гребенщиковской староверской общины. Знаменному пению его учил духовный учитель Л.С. Михайлов, возглавлявший Совет общины.

 

Однажды случилась судьбоносная встреча с Варварой Диевной Кудрявцевой, потомственной староверкой, воспитывавшейся у дядюшки Артемона Львовича Степанова – свешника при Гребенщиковском храме. Он и познакомил молодых. Романтическое общение с девушкой, к тому времени студенткой последнего курса института им. Плеханова (Москва), окончилось свадьбой (1968). В супружестве на свет Божий явились: дочь Ираида (1969) и трое сыновей – Доментиан (1972), Иоанн (1975), Илья (1979). Ираида впоследствии окончила Латвийскую консерваторию, а три сына пошли по стопам отца-церковнослужителя.

 

Алексея Жилко в Гребенщиковском храме знали по делам его. Он прошел все степени причетника: от пономаря до уставщика. Служил под зорким оком известного деятеля старообрядчества И.Н. Заволоко. Большое место всегда отводилось духовному самообразованию. В 1984 году А. Жилко был избран председателем Совета РГСО. Но вскоре пошли интриги и обвинения, по его словам необоснованные и правосудием не доказанные. В результате пришлось оставить пост –  интриганы не давали возможности спокойно работать. Стал ездить в Елгаву, в храм Успения Пресвятой Богородицы, где обнаружились крепкие единомышленники. 19 июля 1986 года в Вильнюсе духовный отец Лазарь Панфилович Касаковский благословил о. Алексия в духовные наставники. И когда в Даугавпилсе почти единовременно ушли из жизни председатель Совета общины Новостроенского храма – Ф. Куприянов и батюшка отец Петр, прихожане 1-й Даугавпилсской староверской общины призвали деятельного А. Жилко на место духовного наставника. В 1991 году Общим собранием общины о. Алексий избирается на должность председателя Совета ДНСО-1, на которой остается и по сей день. В 1995-м на Гривском соборе о. Алексий был избран председателем Центрального Совета ДПЦЛ.  Алексий Жилко – блюститель древних песенных заветов. Благодаря его стараниям, создан молодежный хор «Воскресение», мужской хор «Унисон». Действует Воскресная школа. Организуются конференции. О. Алексий читает лекции в Гребенщиковском духовном училище. В плане хозяйственном при его непосредственном содействии осуществился ремонт помещений храма, засияли золотом купола. Пишутся фрески для крестильни, оборудованной в недавнем прошлом замечательной купелью.

 

«Староверие – это мировоззрение»

 

Среди немногих увлечений, помимо многолетнего и многогранного служения духовного, о. Алексий называет фотографию и коллекционирование рукописных книг. По поводу первого говорит, что его архив смотреть не пересмотреть. Не так давно городу была представлена его фотовыставка под названием «Вода. Земля. Небо. Созерцание». По признанию автора, его больше вдохновляют сюжеты о природе. Вода ассоциируется с сотворенной жизнью, земля с деятельностью человека, а небо – с вечностью. А что  касается древних рукописных книг, то их у о. Алексия более ста. Кроме этого, есть многочисленное собрание первопечатных раритетных книг. Часть рукописных книг унаследовано от дяди жены. Пополняется архив путем дарения прихожанами и счастливого приобретения в букинистических магазинах.

 

О. Алексий ведет активный образ жизни. Только в прошлом месяце дороги, по обстоятельствам духовным, уводили его в Ригу, Санкт-Петербург, Москву, Польшу…  Службы в таких случаях ведут сыновья – у отца есть на кого положиться.

 

Сокровенная мечта о. Алексия – побывать в тех отдаленных краях, где принял смерть протопоп Аввакум – основатель системы нравственных ценностей старообрядчества. Сосланный в 1667 году за свои убеждения в Пустозерск, он прожил за Полярным кругом 17 лет. На воде и хлебе, в земляной тюрьме… До народа доходили его грамоты и послания, пока резкое письмо к царю Федору Алексеевичу с критикой в адрес Алексея Михайловича и патриарха Иоакима не решило участи непокоренного. Протопоп Аввакум был сожжен в срубе. О. Алексий поясняет, что идеи протопопа Аввакума вдохновили многие поколения староверцев, стали практическим руководством в делах меценатства, благотворительности, предпринимательства известнейших фамилий России – Рябушинских, Морозовых, Кузнецовых... Истина, долг, патриотизм, глубокое религиозное чувство ложились в основу экономического благосостояния староверов.

 

«После революции была подрублена социальная база староверия – уничтожались классы, служившие традиционно опорой государства: купечество, промышленники, кустари, мелкие предприниматели, крепкое крестьянство. Об этом хорошо написано в книге "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына», – говорит о. Алексий.

 

А далее упоминает директора Старообрядческого исследовательского центра и современного философа Михаила Шахова, который большое внимание уделил исследованию старообрядческого мировоззрения и философским аспектам староверия. Отец Алексий с удовлетворением замечает, что Шахов называет староверов последовательными традиционалистами, способными аргументированно отстаивать староверские истины. Среди философов прошлого о. Алексий в первую очередь называет Павла Флоренского – «гения и великомученика, непринужденно доказавшего существование Бога». И если Эйнштейн считал, что большей скорости, чем скорость света, быть не может, упраздняя всемогущество Бога-Творца, то Флоренский предложил просто посмотреть на одну звезду и тут же перевести взгляд на другую – в противоположном крае ночного неба. Между ними – миллиарды световых лет, но взгляд человека преодолевает немыслимое расстояние за мгновение. Значит, скорость нашего взгляда не 300 км/сек, а намного больше! Какова же скорость мысли Бога?  И опять мы возвращаемся к Староверию.

 

«К сожалению, нынешнее «открытое общество» зачастую интегрирует в себя Староверие не как духовный центр, а как одно из выражений народной культуры. Но старообрядчество – не историко-этнический заповедник! Нельзя все сводить к косовороткам с орнаментом. Староверие – это мировоззрение, свод убеждений. Мы по-прежнему против подражания западничеству, когда в целом ряде стран разрешены однополые браки, когда вместо слов «отец» и «мать» требуется писать родитель №1 и родитель №2…» – говорит духовный наставник, удостоенный титула «Почетный Даугавпилчанин», награжденный знаком ордена Трех звезд за сотрудничество в рамках проекта по улучшению учета украденных и утерянных культурных ценностей для предотвращения борьбы с контрабандой.

 

Благодаря помощи о. Алексия, созданы основы для защиты и сохранения культурного наследия не только староверов, но и других религиозных конфессий Латвии.

 

(Статья в рамках совместного проекта Даугавпилсской городской думы и газеты «СейЧас»).