Она пела в «Пиковой даме»

5 октября Даугавпилсское музыкальное училище чествовало педагога с 60-летним стажем и 85-летним жизненным опытом Регину Петкевич, в честь которой в этот день произносились речи, расцветали среди прочих цветов любимые ею осенние астры, читались стихи и исполнялись песни. Мероприятие было приурочено ко Дню учителя.

В ее семье никто не утвердился в качестве оперного или иного певца, песни звучали в основном по праздникам, когда родители с друзьями собирались за накрытым столом. «Не кочегары мы, не плотники, и никаких сомнений нет, что мы монтажники-высотники, и с высоты вам шлем привет….» – можно было бы пропеть об отце Регины, бригадире воздушных электромонтажников, которые давали свет жителям послевоенного города.

 

Вокальный талант в девочке разглядела, а вернее, расслышала Александра Францевна Зундо.

 

Учитель по фортепьяно, она была сестрой ксендза и проживала неподалеку от костела. Регина, происходившая из верующей семьи, ходила в католический храм молиться и петь в детском хоре. По совету добрейшей Александры Францевны, в 18-летнем возрасте польская девушка поступила в музыкальное училище  – сразу после того, как в 1944-м Даугавпилс покинули немцы. На четвертом курсе она уже преподавала обязательное пение на дирижерском отделении. Время было сложное, часто голодное. Но на выручку приходила человеческая дружба. Недоедание, разруха, коммуналки и общежития… Все это можно было пережить ради светлого завтра, и люди переживали.

 

У Регины была замечательная подруга Регина Фринберга. После окончания училища она уехала в Ригу и стала оперной певицей, голос которой зазвучал на сцене Рижской оперы. А тогда, «в музыкалке», класс вокала им вела Берта Браунфелде, отзывчивый и талантливый педагог. Берта, женщина послебальзаковского возраста, жила в Риге, а в Даугавпилс приезжала огранять молодые голоса. Регина Петровна помнит и Юлия Розитиса, дирижера хора училища. А как хорош был Паул Круминьш, дирижер симфонического оркестра, которого отличала безграничная любовь к музыке и своим воспитанникам. Студенты воспринимали Круминьша как душевного и тонкого человека, к нему можно было запросто прийти в гости и поговорить о том, что волнует, за чашкой крепкого чая. Во время учебы Регина часто принимала участие в концертах, проходивших на сценических площадках города. Пела и сольно, и в хоре.

 

В 1949 году учеба в училище осталась позади, и ей предложили поступать в Латвийскую консерваторию. Но тут судьба дала ощутимый крен в сторону сугубо личного – расставаться с избранником сердца не хотелось. Станислав Петкевич учился в том же музыкальном учреждении, постигая параллельно мастерство дирижера и скрипача. Годы учебы сплачивали молодых людей сердечно и творчески, все более настраивая на совместную жизнь. В 1951 году Регина, преподаватель по вокалу на хородирижерском отделении, вышла за Станислава замуж. Ее муж имел непростую судьбу, 18-летним юношей он остался полным сиротой. Совместная жизнь образовавшейся пары началась в коммунальной квартире, где на небольшой площади молодые супруги до 1959 года проживали с родителями Регины. Когда им, уже имеющим к этому времени двух детей,  Станислава и Беату, дали скромную двушку в хрущевке, радовались ей как невероятному чуду. В этой квартире Регина Петровна проживает по сей день…

 

Почти все ее время занимала работа, правда, стоит оговориться, что работа эта была в радость. Помимо основных должностей, Регине и Станиславу приходилось подрабатывать – зарплаты низкие, а семью содержать надо. Дети видели родителей нечасто. Даже увлечения Регины связывались с многолетним пением в ансамбле «Дайна» и хоре, которым руководил талантливый Станислав Брок, пела она и в хоре католического собора. А еще частые и долгие выезды с творческими коллективами, отчетные концерты училища, репетиции к праздникам песни. В 1957- м они усиленно готовились к Международному фестивалю молодежи и студентов в Москве. При всем этом многообразии творческих выступлений голова не болела разве что о костюмах – об этом серьезно заботился Отдел культуры города. Костюмы у хористов были дорогие, народные, каждый шился по индивидуальным меркам. В действующем в ту активную пору Даугавпилсском музыкально-драматическом театре ставились постановки «ЧиоЧиосан», «Травиата», «Марица»...

 

В хоре, занятом в музыкальных спектаклях, принимали участие воспитанники и педагоги Даугавпилсского музыкального училища, среди которых была и Р. Петкевич. В одном из спектаклей (1959) участвовали выпускники Рижской консерватории, с которыми в наш город приезжала педагог М. Брехмане-Штенгеле, а также преподаватель и дирижер М. Баш. В  Даугавпилсском театре имелись свои балетмейстеры и танцоры, свои парикмахеры и костюмеры. Свой симфонический оркестр. Регина Петровна рассказывает, что каждый музыкальный спектакль собирал полный зал зрителей и воспринимался неким сценическим волшебством, которое потом долго и страстно обсуждали.

 

Виктория Цируле, заведующая вокальным отделением Даугавпилсского музыкального училища, называет Регину Петкевич своей крестной мамой, с которой она делала свои первые вокальные шаги. «Я знакома с Региной Петровной около полувека. Вначале была ее ученицей, потом стала коллегой. Счастлива, что именно Петкевич повстречалась на моем творческом пути. В прошлом у нас были блестящие дуэты, которые исполнялись на едином дыхании. Дуэт Лизы и Полины из "Пиковой дамы", дуэт Татьяны и Ольги из "Евгения Онегина"… Регина – открытый, добрый и скромный человек. И очень ответственный, отзывчивый. Широкая польская натура с хорошим чувством юмора. Я помню, что Регина Петровна запросто могла найти общий язык даже с самыми маленькими детьми, ей не претило включиться в напольную игру, и малыши быстро проникались к ней доверием», – вспоминает Виктория Цируле.

 

Среди выпускников Регины Петровны Петкевич – Алексей Синица, работающий сейчас в оперном хоре в Германии, известный в Даугавпилсе певец Сергей Пиманов, Диана Силова и Рихард Мачановский поют в Латвийской опере. У Р.П. Петкевич начинала Илона Багеле, Вера Талерко, которая нынче шлифует свое вокальное мастерство в Литовской консерватории, и многие другие исполнители.

 

В архиве Регины Петкевич хранятся многочисленные благодарственные грамоты от Министерства культуры Латвии. В течение нескольких лет Петкевич заведовала вокальным отделением Даугавпилсского музыкального училища. На пенсию Регина Петровна вышла в 2009 году. Дети супругов Петкевич со временем тоже стали музыкантами. Беата окончила музыкальное училище, затем музыкальный факультет Даугавпилсского института. А Станислав – выпускник Латвийской консерватории в Риге.

 

Оба в настоящее время работают педагогами в Даугавпилсском музыкальном училище. У Регины Петровны четыре внука, младший из которых, Адам, учится в городской музыкальной школе по классу скрипки. Его бабушка очень надеется, что скрипка в руках внука будет звучать красиво и долго-долго, ведь надо же кому-то продолжать сложившуюся музыкальную династию.

 

В  Даугавпилсском театре имелись свои балетмейстеры и танцоры, свои парикмахеры и костюмеры. Свой симфонический оркестр. По словам Регины Петровны, каждый музыкальный спектакль собирал полный зал...