Обратите внимание: материал опубликован более чем четырнадцать лет назад

Они называли себя жэушниками

Они называли себя жэушниками
1 ноября 1946 года, 65 лет назад, на базе действующей железнодорожной школы, готовившей в срочном порядке токарей, котельщиков и специалистов по литью для восстанавливаемого Даугавпилсского паровозоремонтного завода (ПВРЗ), было открыто Железнодорожное училище № 2.

По направлению Народного комиссариата путей сообщения на ПВРЗ и в ЖУ-2, располагавшееся по адресу улица Варшавас, 23,  прибыли специалисты из других республик СССР. В послевоенном Даугавпилсе хватало беспризорников, скитавшихся по подвалам, находивших убогое пристанище в развалинах городских домов. Для многих из них училище, готовившее токарей, кузнецов, слесарей по ремонту паровозов и котельщиков, явилось спасительным кругом, давшим возможность получить профессию, крышу над головой, быть сытыми, наконец.

 

В 1954 году наравне с мальчишками училище впервые набирало девочек – всего около 300 детей. Токарную девичью группу № 4 составили 20 человек, съехавшихся из разных местностей. Первое построение поступивших осваивать специальные знания напоминало армейское. Директор училища Виктор Борисович Любарский предстал перед воспитанниками в полной боевой выправке – форме инженер-майора железнодорожной службы. Первое время форму военных железнодорожников носил заместитель директора училища Сидельников и молодые супруги Ажесантовы, из числа преподавателей. Среди мастеров также числились вчерашние фронтовики. Удивительно, но в то по-настоящему кризисное время государство находило возможность одеть и обуть воспитанников училища в единую форму.

 

Для девочек это воплотилось в кашемировые коричневые платья с белыми отложными воротничками и в туфли, как тогда говорили, на венском каблучке. На зиму выдавали черные приталенные шинели с эмблемой училища. Предусматривалась и специальная рабочая одежда для практики. Иногородним предоставлялось общежитие. Проживающие в нем воспитанники вставали в 6 часов, быстро заправляли кровать и бежали на зарядку, которая проходила на спортплощадке независимо от погоды. И только потом умывались холодной водой из-под крана – другой просто не было. Помните? «Нас утро встречает прохладой!» А дальше строем в столовую на завтрак, после чего следовали часы теории или подкрепляющей ее практики. Отбой строго после построения и исполнения гимна, в 23:00.

 

Слово учителя

 

Знакомство с токарным ремеслом начиналось в учебных мастерских с токарно-винторезного станка Т-4. Оканчивающие учебу должны были выполнить дипломную работу, доказав, что этот токарно-винторезный изучен вдоль и поперек. Общая производственная практика осуществлялась на ПВРЗ. Под контролем авторитетного мастера производственного обучения Эльмара Ивановича Лехмуса осваивались станки марки ДИП 200-300.

«Эльмар Иванович – замечательный человек, по-отцовски относился к нам и следил за тем, чтобы рабочая одежда учеников была наглухо застегнута, чтобы косынка на голове полностью покрывала волосы, обязательными были защитные очки. Ох и прыгали мы, когда горячая стружка отскакивала от обрабатываемой детали и впивалась в руки или шею. Какая бы ни была техника безопасности, девичьи руки все равно были разрисованы стружкой и замазаны зеленкой», – вспоминает бывшая воспитанница ЖУ-2 Галина, носившая в то время фамилию Цеплюк.

Спецтехнологию в училище преподавал Любарский, металловедение – инженер-железнодорожник Ажесантов. Обработке металлов, электротехнике, черчению, истории и другим предметам обучали в основном офицеры, уволенные в запас.

 

В свободные от учебы часы многие предпочитали заниматься в драмкружке, который вела профессиональная актриса Галина Кузьминична Загорская, постигавшая в свое время театральное мастерство во ВГИКе вместе со знаменитым Бондарчуком. Загорская не просто ставила спектакли, она просвещала своих юных артистов в плане знаний по театральному искусству. Для постановок выбиралась русская классика, хотя была и пьеса «Спридитис» А. Бригадере. С костюмами отзывчиво помогал Даугавпилсский театр, так что все было очень даже серьезно. По сути, учащиеся ЖУ-2 имели минимум свободного времени – занятия в училище, практика, репетиции (кроме драмкружка, в училище действовал танцевальный ансамбль, духовой оркестр), а еще многие учились в вечерней школе в стремлении получить среднее образование.

 

И, конечно, в плане разностороннего формирования личности нельзя не упомянуть занятия в спортзале училища – по словам той же Г. Цеплюк, все девчонки могли запросто сделать мостик или, допустим, сесть на шпагат. Кстати, спортивная форма учащимся тоже выдавалась бесплатно. Результат тренировок можно было продемонстрировать на стадионе города, где проходили спортивные соревнования.

 

Директор и педагог В.Б. Любарский проводил с учащимися беседы, нацеливающие на то, чтобы не останавливаться на достигнутом, а после училища непременно учиться дальше. Говорилось об этом не в кабинетах и не в классах, а прямо в комнате общежития, где за большим столом собиралось на посиделки человек двадцать. Любарский рассказывал о жизни, о том, как важно не выпасть из колеи, приводил примеры пережитых самим ситуаций. Со стороны могло показаться, что это мудрый отец наставляет на путь истинный своих детей, только детей этих, нуждающихся в умном слове, было много.

 

Всеобщий вальс

 

Каждую осень воспитанники ЖУ-2 вместе с преподавателями помогали колхозникам убирать урожай. Их принимали радушно. За честную работу вкусно и сытно кормили – прямо в поле за сколоченными длинными столами. «Жеушники», как сами себя называли учащиеся ЖУ-2, копали картофель, убирали свеклу и морковь, научились делать первичную обработку льна. Все это расширяло представление о жизни, сплачивало.

В наше время в дружбе мальчика и девочки видится еще что-то, а тогда юные дружили чисто, светло и открыто. Если же в таких отношениях возникали романтические чувства, их долго и тайно вынашивали, будто давали созреть во времени. И когда кто-то после окончания училища делал предложение руки и сердца, это было на всю жизнь.

 

По субботам в актовом зале проходили танцевальные вечера. Звуки духового оркестра под управлением дирижера Кетлера призывали заглянуть на танцы в ЖУ-2 будущих медсестер, училище которых располагалось рядом. ЖУ-2 отличалось большим количеством хорошо танцующих парней, что также имело значение. Танцам в обязательном порядке предшествовал небольшой концерт, подготовленный силами воспитанников училища. А потом наступало время вальсов, в которых наравне с юной порослью кружились и мастера, и преподаватели. Так, Любарский замечательно танцевал со своей женой Верой, работающей долгие годы директором даугавпилсского универмага.

 

В июле 1956 года состоялся выпускной. В аттестатах, выданных Главным управлением трудовых резервов при Совете Министров СССР, значились освоенные в течение двух лет учебы специальности. Многие выпускники, впитавшие в себя разумное и доброе, вскоре подали заявления в средне-технические или высшие учебные заведения. Из этого выпуска Трошкова стала технологом, Лобарь впоследствии окончил военное училище, из выпускника Тюрина получился бесстрашный капитан дальнего плавания, а Семенова, заручившись позднее торговым образованием, работала в Даугавпилсе директором магазина Детский мир. Г. Цеплюк, выйдя замуж и сменив фамилию, после окончания университета получила профессию историка.

 

Под личную ответственность

 

22 сентября 1962 года ЖУ-2 было преобразовано в среднее городское профессионально-техническое училище железнодорожников. Тысячи специалистов для хозяйства страны подготовили эти образовательные учреждения. Затруднительно назвать предприятие в Даугавпилсе, где бы ни пригодились их выпускники. Но, безусловно, большинство все-таки, имея рабочую профессию, находили свое призвание и востребованность в заводских коллективах.

 

Вот выписка из газеты Красное Знамя (1971): «В конце июля этого года 246 из выпускников СГПТУ-2 придут на локомотиворемонтный завод им. Я. Рудзутака и Прибалтийскую железную дорогу. На свои рабочие места встанут молодые слесари по ремонту тепловозов, слесари по ремонту промышленного оборудования, инструментальщики, бригадиры по ремонту железнодорожных путей. Уже около четверти века готовит СГПТУ-2 квалифицированную смену рабочего класса.

 

Училище оснащено новейшей техникой и аппаратурой, учебными кабинетами и лабораториями, производственными мастерскими, токарными станками, телевизорами, киноаппаратами. С большим педагогическим мастерством проводят занятия преподаватели Э. Лехмус, П. Путанс, А. Жулыбин, В. Белоус, А. Гайморович, В. Латковский и другие.

 

В училище большие возможности для занятий спортом. Только в нынешнем году подготовлено свыше 400 разрядников, свыше 200 туристов СССР и около 300 значкистов ГЗР. Завоевано 13 золотых, 12 серебряных и 19 бронзовых медалей. Учащиеся с трехгодичным сроком обучения при выпуске получают специальность и аттестат о среднем образовании.

 

Двухгодичники имеют возможность учиться в вечерней школе. Окончившие училище с отличием могут поступить в институты и техникумы». Как видим, и в советском прошлом были позитивные достижения, способствующие становлению личности. Но эта статься написана в память о тех, кто спасал души зачастую обездоленных в послевоенное время, о тех, чей рабочий день не ограничивался ввиду личной ответственности за результат.                                                                                                                                              

P. S. Ныне по адресу ул. Варшавас, 23, находится учебный корпус Латгальского техникума транспорта и связи.