В гостях у Марианского ордена

В гостях у Марианского ордена
Накануне католического Рождества журналист и фотограф газеты «СейЧас» посетили Марианский монастырь в Даугавпилсе, действующий при форштадтском храме «Сердца Иисуса», освященном в 2006 году.

В уютном помещении воскресной школы, под белыми сводами римско-католического церковного комплекса с нами охотно общался священнослужитель о. Дмитрий. И вот, что он, в частности, сказал:

 

– В Латвии к настоящему моменту действуют три Марианских монастыря: в Вилянах (с 1924 года), Резекне (с 1934 года) и в Даугавпилсе (с 2008 года). С обретением Латвией независимости (1918) Латвийская Католическая Церковь получила автономию, тогда как до этого момента она являлась частью Могилевской диоцезии.

 

При создании Латвийской диоцезии перед епископом встал вопрос о возрождении  в Латвии монашества. В начале 20-х годов прошлого века два латвийских священника изъявили желание вступить в монашеский орден. Епископ Антоний Спрингович в 1923 году послал их в Литву, в орден Марианов, чтобы после соответствующей подготовки священники вернулись обратно для возобновления в Латвии монашеской жизни – во времена царской России все монашеские ордены здесь были уничтожены. Через год священники Бронислав Валпитерс и Бенедикт Скринда, впитав необходимые знания, возвратились в Латвию. Им был предоставлен приход в cеле Виляны (с 1928 года Виляны получили статус города).

Фактически Виляны, где обосновался приход Святого Михаила Архангела и курия Латвийской провинции марианов, является колыбелью современного католического монашества в Латвии. Настоятель латвийского марианства – Павел Зейля.

 

В мире 500 марианов

 

В гостях у Марианского ордена
«Орден Марианов – первый монашеский орден на территории Латвии после обретения страной независимости, – продолжает о. Дмитрий. – Сам орден основан в 1673 году в Польше блаженным Станиславом Папчинским. Разочарованный в монастырских устоях Папчинский восстал против слишком мягких правил монашеской жизни, что, по его мнению, противоречило самой сути монашества, и решил создать свой монастырь, в котором все будет по-другому, более строго и аскетично. Много времени монахи уделяли молитве, чтению духовной литературы. Такое направление позднее было продолжено последователями С. Папчинского. Со временем община разрослась и стала узнаваема в Польше, монастыри ордена появились в других странах.

 

Успешная попытка возродить мариан была предпринята в начале XX века. В 1909 году устав Марианского ордена был обновлен епископом, блаженным Георгием Матулевичем, который подготовил новую конституцию мариан. Она предусматривала преобразование ордена в конгрегацию и учитывала при этом обстоятельства жизни подпольных религиозных общин.

 

Неотъемлемую духовную сущность ордена составляют: культ Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, помощь священнослужителям в приходской службе и вознесение молитвы за умерших. Изначально мариане облачались в одеяния белого цвета, но после обновления ордена перешли на черные сутаны – необходимо было сохранить инкогнито относительно негативного восприятия католического ордена царскими властями.

 

Черному цвету сутан монахи-мариане не изменили до сих пор, по внешнему виду они не отличаются от обычных священнослужителей.

На сегодняшний день в мире насчитывается около 500 марианов. В Латвии нас 11 человек.

 

Главная курия марианов находится в Риме. Марианские монастыри при приходах рассредоточены примерно в 15 странах мира. Обители ордена действуют в Польше, Литве, Латвии, Белоруссии, Казахстане, на Украине, в Словакии, в некоторых странах Западной Европы и Латинской Америки.

 

В этом году мы отмечали 5-летие храма Сердца Иисуса, который изначально был передан епископом Янисом Булисом ордену марианов. В 2008 году, как уже было сказано выше, при храме стала действовать монашеская обитель, на данный момент в ней проживают три монашествующих священника. Это минимум, достаточный для обслуживания действующего прихода. Настоятель прихода Андрис Шевелс в настоящее время большое внимание уделяет подготовке докторской диссертации по теологии. Кроме обслуживания прихода, то есть тех обязательных дел, которыми занимаются обычно священнослужители, мы проводим конференции, практики духовных упражнений, читаем лекции по всей Латвии, выезжая в места, куда нас приглашают, нуждаясь в нашем слове».

 

«...Право учить других»

 

В гостях у Марианского ордена
А далее нам любезно предоставляется возможность осмотреть не только храм, но и современную монашескую обитель, которая, скажем прямо, разительно отличается от тех, где приходилось бывать ранее. Глазам открываются свободные светлые помещения: гостиная, столовая, кухня… Все в современном европейском стиле. Разве что комнаты монахов, которые они уже не называют кельями, по-прежнему остались небольшими, в них сосредоточено самое необходимое – в данном случае и «вездесущий» компьютер. В капелле особой нужды нет – храм, где творятся молитвы, рядом.

 

Один из монахов – о. Антонс Шкапарс – активный помощник в приходской службе, исповедует прихожан, исправно служит мессы, в общем, ведет обычную деятельность священника, тогда как настоятель о. Андрис, помимо возложенных на него обязанностей, больше задействован на выездной работе.

 

От о. Дмитрия мы узнали, что при храме образована инициативная группа прихожан, которые готовят суп для бедных. Кормят людей в специально оборудованной столовой в 12:00 по субботам. В это время получить тарелку горячего супа может любой желающий – паспорт не спрашивают. Кроме того, инициативная группа собирает для нуждающихся продукты, одежду и обувь. Чтобы узнать время и место, когда все это можно получить, надо обратиться после службы (после 19:00) непосредственно к священнику, и вам все разъяснят.

 

«Сегодня мы "потерялись" в многообразных предложениях духовности, которые поступают из разного рода организаций. Цель Марианского ордена – преподать людям здоровое духовное начало, в основе которого Священное писание, Учение о Церкви и здравый смысл, тогда как многие школы псевдодуховны и весьма иррациональны. Католичество – одно из наиболее рациональных религиозных учений. Любой догмат в нем рационально обоснован», – утверждает о. Дмитрий. И призывает священнослужителей совершенствоваться, учиться, пополнять свои знания и соизмерять их с меняющимся миром. «Мы должны получать научные степени, чтобы потом иметь право учить других», – доводит свою мысль молодой священник.

 

Моральные принципы заданы Богом

 

В гостях у Марианского ордена
«Люди часто обращаются к нам с вопросами этического свойства. Сегодня добро – это то, за что проголосовало большинство, но, к сожалению, это не всегда так. Существуют вещи, за которые нельзя голосовать. Например, аборты, агрессивное сексуальное образование в школах, супружеская неверность, однополые браки… Если допустить, что большинство проголосует за подобное, мир уж точно, добрее не станет.

 

К примеру, мы не знаем до конца истоки гомосексуализма. В то же время сама тенденция гомосексуализма не является злом. Зло – мысли и реализация гомосексуальных желаний, вот это есть грех. Моральные принципы заданы Богом, а не человеком. Человек обязан им следовать.

 

Церковь не осуждает гомосексуалистов как людей – Бог хочет спасти всех, но Церковь осуждает распущенность в сексуальной сфере, так как это сфера святая – сексуальностью одарил Бог. Мы, со своей стороны, противостоим как супружеским изменам, так и гомосексуальным отношениям», – разъясняет о. Дмитрий.

 

Сегодня на территории прихода (Форштадт, Погулянка) проживает около 4 тыс. католиков. По воскресеньям в храме «Сердца Иисуса» собирается порядка 600 человек, учитывая три богослужения в этот день недели. В прошлом году Рождественскую мессу слушали около полутора тысяч прихожан.

 

В заключительные дни Адвента о. Дмитрий говорит: «Декабрь – это не карнавальный месяц, предвосхищающий Рождество – праздник Воплощения Сына Божьего, который пришел для нашего спасения. Прежде всего мы готовимся и празднуем эту Тайну. В праздновании Рождества важен религиозный аспект, предполагающий налаживание отношений с Богом, попытку изменить свою жизнь к лучшему. И только после этого – елки, подарки и иная сопутствующая празднику атрибутика. Даже календарно Рождество приходит к нам раньше, чем Новый год – истинная радость невозможна без Бога».