«Таможенник швырнул паспорта на мусорный контейнер!»1
В связи с недавним фестивалем «Славянский базар в Витебске» особенности работы латвийских таможенников на КПП «Силене» стали достоянием общественности. Неприятный инцидент произошел с победительницей конкурса молодых исполнителей латвийской певицей Самантой Тиной.
Пропуская через границу машину, полную цветов и подарков, латвийский таможенник стал спрашивать, везут ли певцы алкоголь (вместе с Самантой Тиной ехал литовский исполнитель Саша Сон). Те вспомнили о подаренных белорусами презентационных бутылках алкоголя. Предъявили их. Таможенник потребовал задекларировать акцизный товар. Певцы и их продюсеры стали возмущаться, что не везут алкоголя больше разрешенной на человека нормы – 1 литра. В итоге, по словам продюсера Саманты Тины Юриса Миллерса, декларирование так и не состоялось, извинений от сотрудника таможни не последовало, а по возвращении в столицу продюсер написал жалобу в СГД с просьбой провести служебную проверку по данному факту.
Однако если таможенник и будет наказан, то не за то, что потребовал задекларировать презентованную на «Славянском базаре» бутылку, а за то, что в итоге пропустил ее через таможню без декларации. Ведь, как не понаслышке знают читатели газеты «СейЧас», регулярно путешествующие через белорусско-латвийскую границу, с недавних пор обязательному декларированию подлежит весь акцизный товар, ввозимый из Беларуси в Латвию! Везти можно действительно литр водки и 40 сигарет на человека, а также полный бак топлива плюс 10 л в канистре раз в 8 дней на машине. Но даже это разрешенное количество акцизных товаров надо обязательно вносить в декларацию и предъявлять при въезде в Латвию. Бывалые «челноки» берут бланк декларации на таможне еще когда едут в Беларусь, чтобы к моменту встречи с латвийским таможенником на обратном пути уже быть во всеоружии и не задерживать очередь. Однако так делают далеко не все пересекающие границу, да и скорость пропуска машин на КПП «Силене» в сторону Латвии не увеличивается уже который месяц, как об этом не просят путешественники.
Бывалые говорят, что средняя скорость пропуска машин нашими таможенниками – не более 10 штук в час. А если между ними затесался пассажирский автобус, то на него час времени можно списывать смело. Ведь таможенники собирают и проверяют декларации о ввозимом товаре с каждого его пассажира!
При этом разных очередей для автобусов и легковых машин не предусмотрено. На латвийском КПП весь этот поток транспорта «разгребают» всего два, а то и вовсе один (!)таможенник. В результате люди застревают в огороженной со всех сторон лесополосе (где нет даже туалетов!) между белорусским и латвийским КПП. Белорусы были бы и рады пропускать людей быстрее, но не могут, так как между КПП зачастую нет места: все заставлено ожидающими своей очереди машинами. Люди в латвийской форме меж тем совершенно не спешат с оформлением и пропуском всех страждущих…
Вот как ситуацию на КПП «Силене» описывает один из наших читателей: «Если запретить на таможне грызть семечки, то темпы работы возрастут в несколько раз, поверьте! Уж сколько раз приходилось наблюдать, как латвийский таможенник, сидящий за компьютером, лузгает белорусские семечки, а твои данные вводит одной свободной рукой, причем – одним пальцем! Сейчас у них там стоит три компьютера, но чаще всего работают два или всего один. Люди, естественно, нервничают, многие начинают препираться с таможенниками. Но это зря. Постоянные пересеченцы границы знают: лучше сдержаться и промолчать, сделать все, как они говорят. Потому что чуть начнешь выступать, тебя тут же отправят в ангар на доскональный досмотр транспортного средства.
А это еще как минимум час времени и миллион сгоревших нервных клеток. Например, 10 л топлива, которые можно вести с собой в канистре, в ангаре измеряют не по объему, а на вес! Ставят твою канистру на весы, и на глаз отнимают от их показаний вес канистры. При этом плотность топлива не учитывается вообще – считают, как воду. Короче, беспредел полный! Но под страхом попасть в ангар все молчат. При этом за недовольства досмотром в ангаре людям мстят и пограничники. Они встречают людей на латвийской границе первыми. Так вот, я сам был свидетелем того, как таможенник разговаривал по телефону с пограничником, и первый записывал номер машины, которую надо отправить в ангар по указанию последнего, хотя она еще до таможни не дошла, и это не полномочия пограничника – указывать, какие машины проверять, а какие – нет.
Есть одно правило, которым активно пользуются многие пересекающие границу, причем далеко не только «бензовозы». Оно гласит, что с детьми до 3 лет транспортные средства пропускают вне очереди. Так вот, едущие через наш КПП намеренно берут с собой в дорогу чужих жен с малолетними детьми – лишь бы сократить время ожидания в очереди. А если без «льгот» в виде детей, то нынче съездить из Даугавпилса в Беларусь заправиться и закупиться в ближайшем от границы магазине меньше чем за 10–11 часов не удастся».
Смиренное молчание водителей, знающих неписаные законы пересечения латвийского КПП, видимо, порождают чувство безнаказанности среди его сотрудников. Уже упомянутый выше Юрис Миллерс рассказал, что у солистки Национальной оперы Илоны Багеле на КПП «Силене» отняли лекарство, которое она смогла вернуть только на следующий день. А фотограф газеты «СейЧас» Юрий Дунайский, возвращаясь со «Славянского базара», испытал на себе следующее обращение со стороны латвийских таможенников: «Досмотр вещей проходил долго, мы в два часа ночи мерзли на улице, слушая сомнительные шутки сотрудника таможни вроде таких: «Ну что, сало везете? Путешествуете тут по базарам, а я работаю…» Мы обратили внимание на то, что у таможенника не было бейджа, мы не знали его имени и должности.
Наконец, эта неприятная процедура завершилась, нас отправили в автобус. Сидим, ждем, когда вернут паспорта. А таможенник находился позади нашего автобуса и тряс стопкой наших документов. В конце концов он швырнул паспорта на мусорный контейнер». Как говорится, комментарии излишни.