Универсальный курорт

Универсальный курорт
От Даугавпилса до Паланги чуть более пяти часов «лету» по завидным литовским автомагистралям, когда медленно не поедешь – поймут неправильно. Вот мы и «прилетели» на несколько первых дней августа, которые по погоде выдались вполне приемлемыми, учитывая взбалмошный характер балтийского лета.

Отличие от Юрмалы стало заметно уже на подступах к этому курортному городу – местные жители с самодельными плакатами на двух, а то и на трех языках зазывали снять комнаты или квартиры, как оказалось позже, по весьма приемлемым ценам. Но наш курс был проложен заранее – остановились в гостевом доме у добродушного литовца Кястаса Гальбикаса.


Когда стали осматриваться, оказалось, что всю Палангу, протянувшуюся на 25 км вдоль Балтийского побережья, можно назвать гостевым домом, потому как почти на каждом частном владении красовались вывески-объявления: Kambaru nuoma, что означает «Сдаются комнаты». Некоторые эти два слова переводят, кроме русского, еще на английский или немецкий. Иногда с обозначением цены: «Комнаты, начиная с 30 литов», – то есть с 6 латов с человека за сутки. Дома у литовцев добротные, крепкие, слаженные на совесть и с понятным желанием заработать на приезжих, о чем говорит количество отдельных комнат. Передают этот давно сложившийся бизнес, как водится, по наследству. У Кястаса тетрадка заведена, куда он старательно вписывает своих постояльцев. Гордится, что вот у него в сезон мест нет, а через дорогу всегда есть. Поясняет: «Это потому, что я людей уважаю, с вниманием отношусь». Но мне хочется узнать о Паланге больше, тем более что хозяин от общения не уходит, а с видимым настроением рассказывает:


– Сколько себя помню, мои родители всегда сдавали комнаты. 90% жителей Паланги живут зимой за счет того, что заработали летом. И так было всегда. Из Паланги мало кто уехал за минувшие 20 лет. Пожилым с одной пенсии не прожить, поэтому старики благодарны приезжим отдыхающим и… местной природе. Правда, летних у нас всего дней 60 наберется, и когда они выпадут, точно не знает никто. Могут в июне-июле, а могут и в июле-августе… Июнь 2012-го был пустой.


Цены за комнаты разные, рассчитанные на разных постояльцев. И условия, конечно, соответственные. Это как с машинами: один на Жигулях катит, а другой на Rolls-Rоyse, но все автомобили нужны.


В этом году основные туристы и отдыхающие – русские, потом по численности идут белорусы, поляки, латыши, эстонцы. Есть немцы и чехи. Русские – ребята хорошие, в основном с ними легко общаться. А то бывает, человек приезжает и за свои деньги требует слишком многого. Вообще я заметил, чем постоялец богаче, тем меньше он критикует. Цена может зависеть от количества дней проживания – так, на одни сутки цена выше.


Сейчас наша городская власть озабочена, как и чем привлечь туристов. Праздники каждый месяц. Среди традиционных: праздник «Палангская корюшка» в феврале, когда в Палангу, чтобы отведать жареную, маринованную или копченую корюшку, съезжаются тысячи. На Пасху во всю длину улицы Басанавичюса выстраиваются двухметровые декоративные крашеные яйца, проводится чемпионат по катанию пасхальных яиц и другие развлечения, а на Рождество у нас елки, украшенные сообразно традициям разных стран Европы… – и тут Кястаса отвлекает телефонный звонок, а мы направляемся на пляж.

ПАЛАНГА ПЛЯЖНАЯ


Море бросилось навстречу пенистыми волнами, среди которых всегда весело. В Паланге нет такого мелководья, как в Юрмале, когда до возможности приобщиться к оздоровительному плаванию надо еще дойти. Пляж здесь песчаный и довольно широкий. Никаких лежаков. Зато принято обзаводиться мини-палатками, куда складывают одежду на время пляжного отдыха, чтобы не растащил ветер. Туда же можно сунуть свою голову во избежание ее нежелательного перегрева. Кабинки для переодевания в форме разноцветных деревянных квадратиков рассчитаны на одного. По репродуктору после характерных позывных то и дело предупреждают, чтобы отдыхающие не покупали у местных разносчиков чебуреки, копченую рыбу и пиво, потому что этим-де можно навредить своему здоровью. Забавно, что как только диктор заканчивает, от снующих туда-сюда молодых продавцов тут же слышится: «Чебуреки, рыба, пиво…» То есть одно другому не мешает. А если что-то не так, то вас же предупреждали!


На пляжных просторах – водный выбор: хочешь – в море, хочешь – в небольшую речку, впадающую в него тихо и как-то изящно, ввиду своей покорности и обустройства берегов. Причем берега и сама речка выглядят весьма разнообразно. В городе через ее водную дорожку перекинуты симпатичные мостики, в водной глади цветут желтые кувшинки, деловито полощутся утки и даже что-то ловят к непрекращающемуся утиному обеду. Чистая, значит, эта речушка по названию Раже. Маленькие дети используют ее вместо пресноводного бассейна – вода в ней теплее.


Среди водных развлечений, которых в Паланге предостаточно, демократическая русская баня.


С морем связан чудный променадный пирс, построенный еще в 1890 году графами Тышкевич. С пирса, реконструированного в конце 1990-х и уходящего далеко в море, желающие ловят рыбу. На удочку, разумеется. Кстати, с 1824 года вся Паланга была собственностью вышеупомянутых графов. В административном же отношении считалась местечком Гробинского уезда Курляндской губернии. Это Тышкевичи сделали Палангу приморским курортом. На их деньги были построены гостиница, ресторан, театр, оборудован пляж. В середине 90-х годов XIX века в южной части города появился графский дворец в окружении приятного глазу паркового ландшафта.

ТОРГОВЛЯ УСТУПИЛА КУРОРТУ


С 1963 года в бывшем дворце Тышкевичей расположился Музей янтаря. В этом же году Паланга обзавелась внутренним гражданским аэропортом, которым с 1940 года распоряжались Вооруженные Силы СССР. В 1997 году аэропорт вступил в одну из крупнейших авиационных организаций ACI (Airports Council International). Была произведена реконструкция центра управления полетами, взлетно-посадочной полосы, пассажирского терминала, где стали действовать все службы, обязательные для международного аэропорта. Несколько удивительно было видеть в центре современной Паланги массивный мемориал погибшим советским воинам (1941–1945) с указанием, что здесь захоронены останки экипажей торпедных катеров ТК-181 и ТК-10 дважды Краснознаменного Балтийского флота. Мемориал этот восстановлен на средства Российской Федерации в 2005 году и, как мне показалось, играет не последнюю роль в привлечении туристов из России. Ведь если не пришло в голову снести-перенести – значит, чтут.


Между тем датой основания Паланги считают 1253 год, когда селение впервые было упомянуто в хрониках Немецкого ордена. Непрошенными гостями ушедших времен, мало интересовавшимися песочными пляжами, чаще всего бывали шведы и датчане, те самые викинги. В средневековье Паланга превратилась в важный торговый центр, о ней хорошо знали купцы Ганзы, однако со временем торговля уступила курорту. Интересно, что с 1919 года по 1921 год Паланга входила в состав Латвии, после чего ее территория по решению международной арбитражной комиссии была передана Литве. Право города Паланга получила только в 1933-м. Курорт значительно расширился при советской власти – на базе национализированных вилл заработали дома отдыха, вводились в строй новые объекты данного направления.

ПАЛАНГСКИЙ БРОДВЕЙ


В Паланге разграничение желаний: хочешь в магазины – ступай на центральную ул. Витауто гатве, а за развлечениями – топай на пешеходную Басанавичюс, где для детей и взрослых чистый рай при наличии кошелька с литами или иной валютой. Одна сторона «рая» – всевозможные аттракционы, другая – рестораны с кухнями разных стран мира, но есть места, где они дружественно пересекаются. Самый примечательный ресторан – это De Cuba. Заведение, оформленное с такой любовью к посетителю, отыскать трудно. Ресторан под открытым небом, но каждый столик снабжен зонтом и газовым обогревом – на случай непогоды. В De Cuba фонтаны и водопады, милые мостики и скульптуры, оазисы экзотических растений и яркие карусели для малышей. В общем, это надо видеть, как и многое другое в Паланге. И никакой помпезности, все доступно, обозримо и гостеприимно в отличие от сегодняшней Юрмалы. За порядком на променадном Басанавичюсе (Йонас Басанавичюс – историк, фольклорист, публицист, патриарх литовского национального возрождения. 16 февраля 1918 года Басанавичюс подписал акт восстановления литовской государственности) присматривают полицейские, бесшумно раскатывая на сегвеях – электросамокатах.


На бродвее много молодежи, фотографов с попугаями на плечах и кольцами удавов, которых хозяева почему-то ласково кличут «червячками», а еще художников, желающих писать именно ваш портрет. Паланга – это когда «заяц» играет на гармошке и когда девчонки зазывают на мероприятия, протягивая красочные рекламки дискотек и фестивалей. Паланга – это Ботанический сад, построенный по проекту французского ландшафтного архитектора Эдуарда Андре. В этом городе просыпаются от мелодичного перезвона колоколов костела Вознесения Девы Марии, катаются по дорожкам благоухающего лесопарка на велосипедах самых разных устройств – на некоторых помещается семья из 5 человек.


Прибалтийской Паланге посвящали свои вирши Роберт Рождественский и Иосиф Бродский, писавший:


Коньяк в графине – цвета янтаря,
Что, в общем,для Литвы симптоматично.
Коньяк вас превращает в бунтаря.
Что не практично.

 Да, но романтично.
Он сильно обрубает якоря
Всему, что неподвижно и статично.
Конец сезона.
Столики вверх дном.
Ликуют белки, шишками насытясь…

 

В Паланге, выбранной Минкультом Литвы культурной столицей страны на 2013 год, мне довелось побывать впервые, не скажу, что влюбилась в нее с первого взгляда, но поняла, что обязательно нужен еще один или два…