Отметим также, что за учениями наблюдал командир Земессардзе Дании генерал Фин Винклер. Цель данных учений – обучить латвийских ополченцев ведению боя по задержке противника и оборонительным действиям, тем самым повысив уровень подготовки и взаимодействия добровольцев из разных подразделений 2-го края Земессардзе. Всего в учениях приняли участие почти 500 бойцов ополчения и военнослужащих. Перед латвийскими ополченцами была поставлена задача задержать атакующего противника как можно дольше, после чего перегруппироваться и соединиться с подоспевшим подкреплением. Забегая вперед, отметим, что исполняющий обязанности командира 2-го края Земессардзе полковник-лейтенант Нормунд Баранов подчеркнул: «Ополченцы свою задачу выполнили».
Роли «плохих парней» играли на этих учениях военнослужащие США, которые вторглись на территорию Латгалии на четырех бронированных «Страйкерах». Несколько слов об этих боевых машинах: экипаж – 3 бойца, десант – 9 пехотинцев.
Вооружение: 105-мм пушка М68А2 (18 выстрелов), спаренный пулемет калибра 7,62 мм (3400 патронов), дополнительно можно установить 12,7-мм зенитный пулемет (400 патронов). Максимальная скорость по шоссе – 96 км/ч, запас хода по шоссе – 531 км. «Страйкер» предназначен для доставки пехоты на поле боя или к месту вооруженного конфликта. Боевое применение – в Ираке с 2003 года. По мнению латвийских военных, это лучший бронетранспортер в мире.
Американцы на «Страйкерах», военном «Хаммере» и бензовозе прибыли на учения из Адажи. Проехались маршем через Даугавпилс и затем по кругу – через Вишки, Дубну и Калупе – прибыли на полигон. Стреляли на учениях холостыми патронами и имитировали стрельбу из бронетранспортеров и минометов 34-го Артиллерийского батальона Земессардзе. Пехоту «плохих парней» изображали литовские и латвийские ополченцы, так как американцы не рискнули доверить добровольцам бронетехнику.
По легенде учений, латвийские земессарги в ожидании нападения устроили засаду вдоль лесной дороги, по которой должен был проследовать противник. Между дорогой и засадой латвийские добровольцы обустроили минное поле, чтобы «враг» не атаковал их в лоб. В конце поля, на развилке дорог, был устроен еще один пикет с регулировщиком минометного огня.
Около 10:10 на лесной дороге показались бронетранспортеры. Техника двигалась медленно, ожидая, что в любой момент может попасть в засаду, устроенную латвийскими земессаргами. До поры до времени лесную тишину «разрывал» лишь гул моторов. Но стоило бронемашинам приблизиться на расстояние автоматного выстрела, как колонна была обстреляна из засады с помощью автоматического оружия. Пехотинцы, находившиеся на броне, бросились врассыпную, отвечая автоматным огнем. Загрохотали пулеметы с бронетранспортеров. Но в отличие от нападавших у ополченцев имелось серьезное преимущество – они находились в укрытии, а «враг» был как на ладони. В итоге в первые же минуты боя многие из нападающих были убиты или ранены, а те, кто попытался атаковать пикеты через поле, подорвались на мине. Вскоре был подбит и один из «Страйкеров», которого спихнули в кювет, чтобы не мешал продвижению остальных бронетранспортеров. Для подавления скрытых огневых точек добровольцев 2-го края Земессардзе американцы открыли огонь из пушек. Тем не менее продвижение бронетехники, а вместе с тем и «вражеской» пехоты было остановлено. Ополченцам-автоматчикам пришли на помощь минометчики 34-го Артиллерийского батальона. «Страйкеры» и пехота отступили.
После совещания в полевых условиях «вражеская» пехота приняла решение пойти в обход и ударить с тыла по засевшим в засаде ополченцам. Чтобы не оказаться в окружении, латвийским земессаргам был дан приказ покинуть пикеты, отступить и перегруппироваться. Вскоре на место боя должны были подоспеть «наши».