В конце октября мы писали о том, что АО «Даугавпилсский локомотиворемонтный завод» обратилось к правительству с просьбой предоставить гарантии для обеспечения банковского кредита. А именно, ДЛРЗ просил правительство предоставить поручительство по кредиту для Swedbank, который в свою очередь требует от предприятия возврата внушительной суммы займа уже к концу этого года.
Суть дела проста. Завод взял кредит в Swedbank, долг в срок вернуть не может, при этом банк подождать не согласен.
Отказ Swedbank по продлению кредитного договора связан с тем, что у ДЛРЗ так и не увеличился объем заказов (это было прописано в пунктах обязательства завода перед кредитором). Свет на эти отношения проливает годовой отчет завода за 2012 год – тогда локомотиворемонтное предприятие показало рекорд по экспорту услуг в Россию, общее денежное выражение которых составило 21,2 млн евро – 2/3 от всего годового оборота предприятия. В условиях такого роста Swedbank был более чем рад предоставить дополнительное кредитование. Но с 2014 года ситуация на заводе изменилась самым разительным образом, и в год своего 150-летия ДЛРЗ пришлось уволить свыше 400 человек, то есть почти половину всех работников. Руководство завода связывает свои убытки с кризисом международных отношений между Россией и ЕС, из-за которых косвенным путем происходит уменьшение заказов. При этом стоит отметить, что никаких официальных ограничений между РФ и Латвией в данной сфере услуг не существует. Однако значительно упавший курс рубля по отношению к евро сделал заказы российских партнеров у Даугавпилсского ЛРЗ слишком дорогими. Со своей стороны, руководство ЛРЗ поясняло, что если завод продолжил бы работать с Россией по прежним ценам в рублевом эквиваленте, то ему хватало бы только на приобретение сырья и составляющих для своей работы. На зарплаты работникам и прибыль для хозяина завода денег уже не хватило бы. Таким образом, российские заказчики и даугавпилсский исполнитель больше не смогли прийти к общему знаменателю и продолжить сотрудничество после валютных скачков конца 2014 года.
За девять месяцев этого года оборот Даугавпилсского локомотиворемонтного завода составил 11,2 млн евро (+9,4% в годовом исчислении), убытки – 2,5 млн евро, спад объемов производства по сравнению с январем–сентябрем прошлого года составил 2 млн евро. При этом кредитор просит срочно вернуть долг. А возвращать его, как видно, не с чего.
На этой неделе стало известно, что необходимую заводу гарантию Министерство финансов давать не собирается.
Заявления от даугавпилсского концерна о предоставлении господдержки поступали в Минфин дважды: 24 октября и 3 ноября. Однако, как отмечает представитель Минфина Алексис Яроцкис, единственное, что могли сделать в министерстве, – предложить сесть за стол переговоров.
Как пояснил представитель Минфина, закон о бюджетном и финансовом управлении не преду-сматривает возможности государственного кредитного поручительства для частных компаний, поскольку такое положение дел могло бы открыть огромную лазейку для предпринимательского лобби.
Тем не менее Министерство финансов все же готово встретиться с представителями Даугавпилсского локомотиворемонтного завода для обсуждения ситуации. Эта встреча может состояться уже в первых числах декабря.
Напомним также, что руководство Даугавпилсского самоуправления сделало все, чтобы помочь заводу и работающим там горожанам, предоставив предприятию все возможные налоговые льготы, а также защищая его интересы на международном политическом уровне. Однако в данном случае ресурсы самоуправления не безграничны. Тем более что речь действительно идет о бизнесе частного лица. И прежде всего сам владелец завода – эстонский миллионер Олег Осиновский ответственен за спасение своего бизнеса.