Руководство «Latvenergo» - о потрясениях на мировом энергетическом рынке3

Руководство «Latvenergo» - о потрясениях на мировом энергетическом рынке

Вторжение России в Украину вызвало потрясения на мировом энергетическом рынке, сказал в обзоре рынка директор по оптовой энергетике "Latvenergo AS" Гунтис Лусис.

Он отмечает, что политическая воля Запада и введение санкций против агрессора имеют грандиозный масштаб - цель состоит в том, чтобы закончить войну, изолировав Россию, а экономика принимает на себя все удары ради мира. Это проявляется в росте цен по всему спектру, а неопределенность относительно будущего развития событий создает все большую волатильность на рынках и в мировой экономике.

 

Влияние санкций, отмечает он, заключается в сокращении предложения и нарушении поставок, что приводит к увеличению спроса на альтернативные поставки. Реакция отражается в резких изменениях цен на сырьевые товары. Один из основных мировых энергетических товаров - нефть - переживает рекордный рост цен.

 

В первую неделю марта цены на нефть выросли примерно на 20% до 120 долларов США за баррель. Учитывая уже принятые решения о прекращении импорта нефти и нефтепродуктов и продолжающиеся межгосударственные переговоры об ограничениях на закупки нефти и нефтепродуктов из России, дальнейшая реакция цен может достичь отметки 150 долларов США за баррель, прогнозирует Лусис.

 

Как и на нефтяных рынках, цена на уголь за этот период выросла более чем на 50%, достигнув и превысив отметку в 200 долларов США за тонну. Кроме того, цена на уголь будет особенно высокой в ближайшие месяцы, поскольку запасы угля пополняются, и в то же время наблюдаются перебои с поставками из Южной Африки, России и Австралии, и многие компании воздерживаются от покупки российского угля.

 

 

Особенно резко выросли цены на природный газ на рынке: в первую неделю марта цена на газ периодически регистрировалась между 200 и 345 евро за мегаватт-час. Заметно, что цена, ожидаемая на следующую зиму, выросла на бирже более чем на 50%. Кроме того, многие компании в Европе уже прекращают дальнейшие поставки природного газа из России, что быстро увеличивает спрос на СПГ на мировом рынке. В то же время на уровне Европейского союза ведутся дискуссии о том, как ускорить заполнение европейских газовых хранилищ до 80% или 90% до следующей зимы, а также активно обсуждаются альтернативные поставки из США, Катара, Алжира и Норвегии.

 

"При столь высоких ценах на природный газ и уголь прогнозы потребления промышленных компаний снижаются, что также влияет на спрос на углеродные квоты. Ожидается, что высокие цены на энергоносители приведут к замедлению экономического роста, при том, что уровень инфляции в основных экономиках уже имеет тенденцию к росту, а ставки кредитования центральных банков растут", - отмечает Лусис.

 

Он утверждает, что влияние на экономику не рассматривается как самый важный фактор в западной политике, поэтому можно ожидать, что "зеленый" курс Европы смирится с краткосрочными потерями, но в долгосрочной перспективе выигрышем будет быстрый отход от сжигания ископаемого топлива. Уже сейчас больше внимания уделяется строительству новых ветряных и солнечных электростанций, а также повышению энергоэффективности, например, теплоизоляции зданий - все это будет способствовать отказу от ископаемого топлива и усилению стремления к развитию возобновляемых источников энергии и технологическому совершенствованию различных производственных процессов.

 

"Мы будем прилагать больше усилий, чтобы стать энергетически независимыми и углеродно-нейтральными, поскольку геополитическая драма заставляет страны искать диверсифицированные источники поставок газа в краткосрочной перспективе и ускорять разработку дорожной карты "зеленой" экономики на долгосрочную перспективу", - говорит Лусис.

 

Лусис отмечает, что при размышлении об энергетической безопасности в Балтии обсуждаются вопросы достаточности газовых ресурсов в регионе. Он подчеркивает, что оперативно принятые решения о покупке двух тераватт-часов гарантируют, что тепловые электростанции Latvenergo будут производить электричество и тепло для запланированной в 2022 году базовой нагрузки, одновременно обеспечивая запасы газа на случай энергетического кризиса.