«Война за мир»: многонациональный Харьков против российского мира

«Война за мир»: многонациональный Харьков против российского мира

Харьков на протяжении многих лет считался самым русским крупным городом Украины. Жители этого города до последнего момента не верили в то, что «братья-славяне» нападут на их независимую страну. Но 24 февраля 2022 года изменило их восприятие мира. О том, каким для харьковчан был последний год - в первом выпуске программы «Война за мир».

Максим Максименко, руководитель Prime orchestra (г. Харьков, Украина)

 

«Война за мир»: многонациональный Харьков против российского мира


«В эту ночь не мог уснуть, потому что уже были предположения о том, что вот-вот что-то начнется. В 5 утра меня разбудила старшая дочь. Открываю шторы и вижу буквально в 5 километрах, на окраине города, вспышки от взрывов. Сразу же звоню брату, у которого жена и грудничок, и маме, которая живет на другом конце города.

 

Все собрались у нас в квартире и вечером спустились в метро, где провели первый вечер, потому что в квартирах уже было небезопасно. Затем первые 10 дней жили в Харькове, в подвале дома наших друзей. Нам повезло, что подвал был хорошо оборудован. Там жили 17 человек. Но потом стала заканчиваться еда, плюс начали активно бомбить самолетами, поэтому приняли решение уезжать.

 

Выезжали 2-го марта около 6 часов утра. Местами Харьков был сильно разрушен. Было непонятно, что нас ждет впереди. Не владели никакой информации о том, что происходит. Но нас начали успокаивать военные при выезде – они сопровождали, помогали...

 

Мы ехали в Черновцы, это почти на границе с Румынией. Путь занял 4 дня, потому что все дороги были забиты машинами, топлива практически не было, плюс комендантский час…»

 

Денис Дорошенко, дирижер Prime orchestra (г. Харьков, Украина)

 

«Война за мир»: многонациональный Харьков против российского мира

 

«Страшно не столько за себя, сколько за своего ребенка, за родителей, от того, что в первые дни было непонятно, насколько все это серьезно. Кто-то говорил: «Ничего страшного, три дня – и все закончится». Другие оппонировали – мол, это на долгие годы. Было страшно, но голову не потеряли – и слава Богу. Собрались, переехали сначала к родителям, а потом – кто куда…

 

Моему ребенку сейчас 7 лет. Ходит в школу в Германии. Вообще хочу сказать спасибо всем, кто нам помогает: и Прибалтике, странам Западной Европы. Эта поддержка для нас важна. Очень много лет говорилось о том, что братья для нас славяне. Но разве брат, сосед, друг может поступать так, как поступили по отношению к нам. По-моему, так не ведут себя даже по отношению к собаке.

 

Когда позвонил знакомый, проживающий на окраине города, и сказал, что началась война, я не поверил. Но потом услышал взрывы, увидел красное зарево за городом».

 

Максим Перехожук, солист Prime orchestra (г. Харьков, Украина)

 

«Война за мир»: многонациональный Харьков против российского мира

 

«Для меня это были жуткие два месяца: вначале бомбежки, затем эвакуация, потому что квартира находилась в потенциально опасном месте, в зоне аэропорта. Думал не о себе – боялся за семью. Уехали километров на 30 от Харькова, но и там стало неспокойно, начались бомбежки, дом трясло…

 

Только спустя 2 месяца удалось собраться коллективом и с разрешения правительства покинуть страну, чтобы наконец чем-то заниматься – либо идти воевать, либо заниматься своим делом, что, конечно, тоже очень важно сегодня».

 

Максим Перехожук каждый день находится в стрессовом состоянии. Молодой человек переживает за своего родного брата, который сегодня на передовой защищает Родину... За своих родных, находящихся на Украине, молятся и другие участники коллектива Prime orchestra, который недавно уже во второй раз побывал в нашем городе с концертом. И они готовы говорить о том, что на самом деле происходит на их Родине.

 

Максим Максименко, руководитель Prime orchestra (г. Харьков, Украина)

 

«Наш город был захвачен, бои в нем велись на протяжении 4-5- дней. Но наш спецназ вытеснил всех коллаборантов. Сценарий ХНР в Харькове не прошел…

 

Кстати, мы все очень быстро стали отвыкать от русского шоу-бизнеса, укрепился украинский, появилось много интересных проектов. В том числе и Prime orchestra. Та ниша, которая раньше была заполнена русским шоу-бизом, у нас закрылась».

 

…По словам представителей одного из самых русских городов Украины, у них и восемь лет назад, и сейчас, после почти года бомбежек, многие по-прежнему активно используют свой родной русский язык, и не сталкиваются ни с какой агрессией.

 

 

«Я родился в Харькове, мои родители – из Харькова, но все говорят по-русски. Вырос с этим языком. Часто приезжаю во Львов, на различные фестивали. Не перестраиваюсь на украинский язык, и никого это не смущает. Важно, что ты делаешь и какой ты человек, а не то, на каком языке ты говоришь, - говорит М. Максименко. - Безусловно, после 24 февраля изменились настроения. В том же Харькове многие сейчас начали переходить на украинский язык. Но за русский язык никто не расстреливает. Никто не заставляет насильно переходить на украинский. При этом патриотизм стимулирует все больше переходить на украинский.

 

…8 лет «вдалбливали» одну тему: о том, что Украина бомбит Донбас. Никто тогда Донбас не бомбил! Но сложно спорить с людьми, которые это утверждают, сложно что-то доказывать. При этом знаю много из тех, кто стоял на линии фронта, некоторых уже нет среди нас… Там было все намного сложнее на протяжении всех этих 8 лет. И мы до сих пор желаем, чтобы Украина объединилась, чтобы все наши территории вернулись в состав Украины – Луганская, Донецкая области и Крым».

 

«Война за мир»: многонациональный Харьков против российского мира


 

Денис Дорошенко, дирижер Prime orchestra (г. Харьков, Украина)

 

«Люди, которые не умеют думать, не видят, что было 50-100 лет назад. К сожалению, очевидно, к какому результату это приводит: оболваненное население трусов».

 

В следующих передачах цикла «Война за мир» - новые реальные истории простых жителей Украины.