Даешь Латвийскую Джамахерию!9
- А вам трех ни в чем не повинных внуков ливийского лидера, погибших при обстреле, не жалко? - спрашиваю. Отвечает, что жалко, но надо же защищать ливийский народ, который рвется к демократии.
Тогда я предложила своему собеседнику отвлечься от далекой Африки и поговорить о наших латвийских делах. Как он относиться к идее, чтобы страной реально управлял народ? Были выбраны народные комитеты во всех населенных пунктах, а они бы делегировали лучших людей в народное собрание всей страны. Причем работали бы все на общественных началах – во избежание коррупции. И делегаты избирались бы от всех национальностей, живущих в Латвии. Вторая идея такая. Надо вернуть народу все, что недавно приватизировала горстка буржуев. И тогда моментально найдутся деньги на пособия. Как он смотрит на то, чтобы средняя пенсия была 400 латов, а пособие при рождении ребенка – 1000 латов? Оппонент был в восторге. И третья идея: надо квартиры, которые были куплены в кредит не для спекуляции, а для проживания, подарить семьям. А заодно в те, которые приобретали для перепродажи, заселить очередников, у которых нет денег, но есть дети. И наконец, надо сделать бесплатными образование, медицину, коммунальные услуги.
- Эх, если бы у нас в стране нашелся новый Улманис, который все это сделал бы! – воскликнул мой знакомый.
Так вот, именно это совершил в Ливии, придя к власти, полковник Каддафи. Причем национализировал он не только заводы и банки, но и нефтяные промыслы, которые принадлежали крупнейшим международным компаниям. Он, видите ли, сторонник равенства во всем, в том числе в разделении природных богатств. И учили его не в Советском Союзе, хотя к этой стране он всегда относился к симпатией. Он ведь из бедуинов, чуть ли не единственный из своего племени получил образование, закончил военное училище, дослужился до полковника. И создал организацию, которая свергла короля. Джамахерия в переводе с арабского – это народовластие. И республика называется – социалистическая. Муаммар Каддафи официально не занимает никакой должности, он просто лидер нации. Живет при этом в шатре. И принципиально в своем шатре находится во время визитов в другие страны. Это такой, как принято говорить, «мессидж» - не нужны мне виллы, в шатре родился, в шатре и умру.
А что ливийский народ? За время правления Каддафи численность населения выросла с двух миллионов ( как у нас) до пяти миллионов. Из аграрной страна становится промышленной ВВП на душу населения – выше, чем в Латвии.
Справедливости ради надо добавить, что у этой социалистической революции были и негативные последствия. Во-первых, у семьи Каддафи оказались и счета, и недвижимость за границей. Во-вторых, народные комитеты во главе нефтяных промыслов и заводов – не лучшие менеджеры. Прибыли нет, работать местные леняться, проще родить и жить на пособие. Так что пришлось нанимать персонал за границей, а некоторые нефтеперегонные заводы сдать в аренду проклятым буржуинам. В-третьих, неистовый бедуин объявил войну всему капиталистическому миру, создал лагеря для подготовки террористов. Правда, в последнее время поутих.
- А чего же тогда повстанцы хотят? – спрашивает собеседник.
А вот это сложный вопрос. И ни разу не услышала вразумительного ответа в телерепортажах из Ливии. «Хотим свергнуть Каддафи», - это повторяют каждый день. А что конкретно будет изменено в устройстве государства? Из отрывочных данных удалось понять, что причиной войны стали интересы нескольких групп. Во-первых, Ливия - многонациональное государство, да еще племена веками враждовали между собой. Вождям племен приятнее, когда деньги от природных богатств идут не на больницы и школы, а на их личные гаремы и их личных верблюдов. Во-вторых, Каддафи существенно уменьшил власть традиционных исламистов. А им это не нравится. В некоторых городах, где власть сменилась, уже ввели законы шариата и во главе встали мусульманские иерархи. В-третьих, и американские, и европейские компании очень бы хотели вернуть контроль над ливийской нефтью. А тут такой удобный момент: на Ближнем Востоке начались волнения и перевороты. Вот и подбрасывают в огонь дровишек, чтобы жарче горело.
Все это старо, как мир. Это произошло с нами, происходит с Ливией, а завтра случится с кем-нибудь еще. И снова нам втюхают, что все - исключительно ради прав человека. Вот только внуков Каддафи жалко, да и остальных убитых в этой войне детей. Им почему-то не дали даже права на жизнь.