![]() |
Не сумев заставить заплатить за свою оккупацию Германию, Польша вознамерилась взять деньги за это с России и теперь готовит требования о репарациях за советское вторжение в 1939 году.
В Польше с лета 2025 года готовят материалы за материальный и нематериальный ущерб в результате «аннексии восточных польских территорий советскими войсками» в 1939 году, а также «послевоенного господства СССР над Польшей» в период с 1945 года и вплоть до развала советского государства.
Подробности об этой работе рассказал Бартош Гондек, директор польского Института оценки военных потерь имени Яна Карского. Сам институт был создан в 2021 году — ради подсчёта урона, нанесенного стране немецкими оккупантами в 1939-1945 годах. Поработали тогда неплохо — уже через год в польский Сейм был представлен доклад, где военный ущерб Польше из-за вторжения Германии был оценен в 6,220 трлн злотых (примерно 1,4 трлн долларов). В подсчёт вошли оценка за разрушение польских городов, инфраструктуры и промышленности, а также за утраченный экономический потенциал, обусловленный гибелью миллионов польских граждан.
Но вот проблема — Берлин сразу твёрдо заявил, что платить ничего не будет. И в качестве обоснования сослался на заявление правительства Польской Народной Республики от 1953 года об отказе от дальнейших компенсаций. По мнению современной Польши, такое обоснование просто возмутительно, ведь речь идёт о ПНР, полностью подконтрольной Москве, а значит, учитывать его заявления не следует. Однако Германия стоит на своём — платить не будем, и точка.
Не сумев получить деньги за свою оккупацию с запада, Польша оборотилась на восток. И теперь хочет получить деньги с России.
По словам Гондека, исследования по оценке ущерба от действий СССР уже проводят восемь научных сотрудников института. Кроме того, в первой половине 2026 года организация совместно с Варшавской школой экономики проведет семинар по методологии оценки различных категорий имущества, которые Польша утратила в результате советского вторжения. «Параллельно готовятся публикации о потере нематериальных активов, стоимость которых не может быть напрямую переведена в финансовый эквивалент», — отметил директор института, уточнив, что речь идет, в том числе, о «местных социально-культурных идентичностях» на попавших под советскую оккупацию восточный землях Польши.
Поставленная задача сложнее, чем оценка потерь от немецкой оккупации, так как «за десятилетия присутствия и влияния СССР в Польше значительная часть документации была уничтожена, сфальсифицирована или преднамеренно скрыта», утверждает Гондек. Кроме того, польским исследователям фактически закрыт доступ в архивы РФ и Беларуси.
Невзирая на трудности, подсчёты идут полным ходом. Вот только будет ли от этого практический результат? Россия уже многократно заявляла, что ничего платить не собирается. А сейчас и вовсе отвечает откровенными насмешками. Вот как прокомментировал намерения Польши первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин: «Если Польша таким образом погружается в обстоятельства исторической давности, то почему бы нам не потребовать с нее компенсации за Смутное время, оккупацию Кремля в начале XVII века?». Вторжение СССР в Польшу в 1939 году он назвал «освободительным походом» и напомнил о рассекреченных французских исторических документах, в которых якобы говорится, что именно Польша помешала договориться СССР с Великобританией и Францией о предотвращении Второй мировой.
