Обратите внимание: материал опубликован более чем одиннадцать лет назад

«Слить воедино любовию и братством»

«Слить воедино любовию и братством»
Февральские телерепортажи строчили с Майдана новостями, напоминающими боевые сводки. На экране черный дым, запускающие бутылочные  коктейли Молотова» люди, стилизованная свастика на рукавах… И вдруг камера выхватывает нетронутый бунтом светлый плакат, извещающий, что в этом году исполняется 200 лет со дня рождения Тараса Шевченко.

Поэт, прозаик, художник, этнограф, один из основоположников украинской литературы и литературного украинского языка – Тарас Шевченко – родился 9 марта 1814 года. Трудно поверить, что сын крепостного из села Моринцы Киевской губернии достиг таких высот!

ОБРЕТЕНИЕ СВОБОДЫ


В 11 лет Тарас, оставшийся сиротой, прислуживал у дьячка-учителя, потом пробивался по окрестным селам у богомазов – художников-иконописцев. Пас хозяйский скот… Такое вот самообразование. В 15-летнем возрасте Шевченко попадает в число прислуги помещика П.В. Энгельгардта, который, вступив в наследство, старается соответствовать папеньке-аристократу – приказывает управляющему набрать из крепостных детей дюжину смекалистых мальчишек, пригодных к разным работам. (Павел Энгельгардт – незаконный сын Василия Энгельгардта). Тарас сначала помогал повару, а потом получил должность казачка – барин забрал его с собой в Вильно. (Казачками назывались мальчики-слуги в усадьбе, одетые в казачий костюмчик. Обычно они докладывали хозяевам о приезде гостей, бегали с различными поручениями, разносили угощения).


Заметив, что у паренька проявляются способности к живописи, Энгельгардт решает сделать из него домашнего художника, для чего отдает Тараса в обучение к преподавателю Виленского университета портретисту Я. Рустему. Известно, что в 1831 году Т. Шевченко, направляясь из Вильно в Санкт-Петербург, вместе со своим хозяином, полковником П.В. Энгельгардтом, останавливался на короткое время в Динабурге.
(На Украине бытует версия, что П.В. Энгельгардт и его слуга Т. Шевченко являлись по отцу родными братьями. В.В. Энгельгардт прожил холостяком, что не помешало ему оставить после себя троих сыновей и двух дочерей, благо крепостных девок хватало. Признал Василий Васильевич только одного своего отпрыска – Павла).


В Санкт-Петербурге Шевченко продолжает обучение. Как-то, срисовывая статуи в Летнем саду (1836), Тарас знакомится со своим земляком – художником И. Сошенко, который и представляет его конференц-секретарю Академии художеств В. Григоровичу, художникам А. Венецианову, К. Брюллову, поэту В. Жуковскому. Заинтересовавшись способным малороссиянином, выдающиеся деятели русской культуры договариваются выкупить его у Энгельгардта, однако эта затея удается с трудом. Ходатайство академика живописи Карла Брюллова оборачивается желанием помещика не продешевить – переговоры затягиваются. Очередной отказ Энгельгардта продать Шевченко повергает последнего в уныние – Тарас проклинает судьбу. Сочувствуя, друзья предпринимают оригинальный шаг – в апреле 1838 года в Аничковом дворце (Санкт-Петербург) состоялась частная лотерея, выигрышем было назначено полотно Брюллова «В. А. Жуковский». Вырученные от лотереи 2500 рублей позволяют выкупить свободу Шевченко. За крепостного отдается фантастическая сумма!

«ПРИДЕТ ЛИ МУДРЫЙ ВОЖДЬ?»


Критики согласятся – вся сила Шевченко как литератора в его «Кобзаре». Это тот самый случай, когда мал золотник, да дорог! «Кобзарь» – невелик по объему, но значим по содержанию, в этом художественном памятнике малорусский язык представлен в его историческом развитии. Сочетания удивляют: с одной стороны – украинский философ Сковорода, народные кобзари, с другой – Мицкевич, Пушкин, Жуковский… «Кобзарь» Шевченко – это и киевские святыни, и жизнь Запорожской Сечи, и малорусский крестьянский быт. Исторически выработанный склад души украинского народа.


Сегодня Тарас Шевченко, соединивший в своем творчестве и поэзию на украинском, и прозу на русском, воспринимается объединителем национальной идеи. Он также двуязычен, как и вся современная Украина. Примечательно, что свои дневники Шевченко вел на русском, который он никогда не отрывал от себя, потому что это тоже его «ридна мова», и странно подвергать переводу произведения, написанные на русском с тем, чтобы изучать как иностранную литературу. Кобзарь – не иностранец! Негоже подстраивать под чьи-то прихоти его многогранную личность. Но, что греха таить – еще как подстраивают.


В биографии Шевченко был период, когда он состоял в Кирилло-Мефодиевском братстве, выдвигавшем идеи славянской федерации, единства славянских стран без границ и таможен. Среди задач организации: построение будущего общества на принципах христианской морали путем демократических преобразований – демократической славянской федерации, уничтожения царизма и отмены крепостного права и состояний; установления прав и свобод для граждан, уравнивания в правах всех славянских народов в их национальном языке, культуре и образовании. Но, соединяясь на основе общих политических устремлений, кирилло-мефодиевцы видели разные пути претворения их в жизнь – от либерально-умеренного реформизма до революционных методов борьбы. Братство, просуществовавшее 14 месяцев, воспринимается самобытным политическим формированием. Идеологически оно не повторяло политических установок ни одного из общероссийских общественных течений. Закончилось тем, что в марте 1847 г. деятельность этой организации была разоблачена, а его члены арестованы, обвинены в политической измене, за что и понесли разного рода наказания.


«Славяне, несчастные славяне! Так нещадно и так много пролито храброй вашей крови междоусобными ножами. Ужели нам вечно суждено быть игралищем иноплеменников? Настанет ли час искупления? Придет ли мудрый вождь из среды нашей погасить пламенник раздора и слить воедино любовию и братством могущественное племя?» (Т. Шевченко, «Никита Гайдай»). «Слить воедино любовию и братством» – возможно ли такое вообще при том, что людей только и делают, что дробят и разделяют?

ТОЛЬКО НЕ ПИШИ ПО-РУССКИ


Украинский журналист и писатель Олесь Бузина считает парадоксом то, что три четверти творческого наследия Шевченко, которому ежегодно возлагают венки как «батьку нации», ныне подвергается дискриминации! «А это аж девять повестей, интереснейший дневник и огромное количество писем! На каком языке чаще всего разговаривал Шевченко? Ответ прост – естественно, по-русски! И кстати, без украинского акцента! Вот характеристика Кобзаря из воспоминаний Ивана Тургенева: «Шевченко являл весь облик казака, с заметными следами солдатской выправки и ломки». И тут же, говоря о «несколько хриплом» голосе Тараса Григорьевича, Тургенев замечает, что выговор его был «чисто русским». Да и как могло быть иначе, если большую часть из 47 лет своей жизни Шевченко провел за пределами Украины.

 

С Украиной в основном связывались детские впечатления да беззаботное пребывание в усадьбах знакомых малороссийских помещиков в 1845 и 1846 гг. Больше всего произведений Шевченко написал в годы солдатской службы. Определенный в солдаты «с правом выслуги», Шевченко мог стать офицером, поэтому командиры отдельного Оренбургского корпуса, в котором он служил, видели в Тарасе товарища и будущего коллегу. «"Поэт-страдалец" обедал у коменданта Новопетровского укрепления подполковника Ускова, ездил с офицерами на пикники, спал на отдельной кровати, а не на солдатских нарах, нанимал вместо себя в караул других рядовых. В 1858 году в Петербург помудревший Кобзарь вернулся с портфелем, в котором лежало около двадцати замечательных русскоязычных повестей. До наших дней из них дошло девять. Но при жизни не было опубликовано ни одной – помешали завистливые украинские друзья, видевшие в Тарасе конкурента, – П. Кулиш и редактор журнала «Русская беседа» Максимович. Слова Кулиша можно было трактовать так: «Ешь, пей на наши подачки – только не пиши по-русски». Разгадка внезапного меценатства состояла в том, что Кулиш боялся конкуренции. В той же «Русской беседе» он только что выпустил роман «Черная рада» (на русском) и не хотел, чтобы место среди авторов рядом с ним занял плодовитый Шевченко, – дает пояснение О. Бузина.

ДУШИ БЛИЗНЕЦОВ


Смерть Шевченко (10 марта 1861 года, Санкт-Петербург) была воспринята большой потерей для русской литературы. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди которых Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Лесков. Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченко».


Сегодня у памятников Шевченко, которых в украинских городах множество, кто только не митингует! В большинстве своем национально расстроенные. Каждый хочет перетянуть Кобзаря в свои ряды. Президент, которого ныне называют свергнутым, еще недавно объявил 2014-й год на Украине годом Шевченко, на что возражений не последовало.


Но и с народным трибуном не все однозначно. В букете его творчества наличествуют такие признания в любви к Украине, что приводить не решусь, дабы не вызвать гнев церковнослужителей – слишком далеко заводила Тараса революционная ярость. В то же время мощное «Реве та стогне Днiпр широкий» – это тоже его, шевченковское! Многие стихи поэта воспринимаются народными песнями, есть те, что положены на музыку Мусоргского, Чайковского, Рахманинова… Русская либеральная интеллигенция почитала Шевченко, вышедшего из крепостных, одним из борцов против царизма. В СССР его произведения считались классикой украинской литературы. А вот современник Шевченко Михаил Драгоманов утверждал: Кобзарь не был ни революционером, ни демократом, ни социалистом. И дело не только в трактовке содержания его произведений, но и в странной любви к творчеству Шевченко малоросских помещиков и польской шляхты.

 

Н.В. Гоголь отзывался о Тарасе так: «Я знаю и люблю Шевченко как земляка и даровитого художника; мне удалось и самому кое-чем помочь в первом устройстве его судьбы. Но его погубили наши умники, натолкнув на произведения, чуждые истинному таланту. Они все еще дожевывают европейские, давно выкинутые жваки. Русский и малоросс – это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно…» (Г. Данилевский «Знакомство с Гоголем»). Но и 200 лет спустя «спор славян между собою» продолжается.