К итогам работы миссии CIS-EMO по наблюдению за парламентскими выборами в Киргизии

К итогам работы миссии CIS-EMO по наблюдению за парламентскими выборами в Киргизии
10 октября 2010 года состоялись выборы в Жогорку Кенеш (парламент) Кыргызской республики. По итогам выборов в парламент прошли пять партий (Ата Журт, Социал-демократическая партия Кыргызстана, Ар Намыс, Республика и Ата Мекен).

По оценкам наблюдателей CIS-EMO выборы прошли прозрачно, ответственно и с малым количеством нарушений и таким объемом использования грязных предвыборных технологий, которые не могли оказать качественное влияние на общие результаты волеизъявления народа. В числе замеченных нарушений имели место:


организация массовых праздников в ночь перед выборами (Иссык-Кульская область); - раздача денег, бензина и водки как в ночь перед голосованием, так и в день выборов (Нарынская и Таласская области);


покупка голосов (город Ош);


подвоз населения к месту голосования на машинах с символикой политических сил (практически по всей стране).

По мнению наблюдателей возможности массовых фальсификаций воспрепятствовало большое количество независимых наблюдателей на избирательных участках, а также рациональная и продуманная организация передачи результатов голосования (факсом и в сейф-пакетах) с мест в Центральную Избирательную Комиссию Киргизии.

Тем не менее, некоторые действия ЦИК в дни, предшествующие голосованию, (как и некоторые правовые избирательные нормы Киргизской Республики) вызывали вполне обоснованный скепсис с точки зрения соблюдения правил и норм демократических выборов.

В частности, избирательное законодательство Киргизии («Кодекс Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике») практически лишает возможности какой бы то ни было публичной работы институт международных наблюдателей за проведением выборов. Статья 18-я (пункт 10) Кодекса гласит, что международные наблюдатели могут проводить любого вида масс-мероприятия (пресс-конференции, заявления, интервью) только после окончания голосования.

Но следует заметить, что такая норма кыргызского Кодекса о выборах прямо противоречит не только Конституции Кыргызстана, декларирующей приоритет норм международного права над национальными. Она прямо нарушает такие фундаментальные акты международного права, как Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Общие Комментарии ООН к стандартам демократических выборов и Основные принципы и обязательства государств-участников ОБСЕ. Хотя Кыргызстан является членом ОБСЕ с 30 января 1992 года.

В контексте нынешних выборов это привело к ситуации, когда публичное выступление членов миссии CIS-EMO Алексея Барихина, Владимира Артеменко и Александра Маскина, хотя и выступавших в качестве частных лиц, едва не повлекло за собой лишение их статуса международных наблюдателей.

Запрет на публичность выступлений международных наблюдателей до окончания голосования, с точки зрения CIS-EMO, лишает смысла самую работу наблюдателей. Например, уже в канун голосования CIS-EMO зафиксировала ряд нарушений правил предвыборной борьбы: использование детей в политической агитации, заклеивание плакатов определенных политических сил их конкурентами, недобросовестная телереклама. Но миссия была лишена возможности заявить об этих правонарушениях.

Хотя, с другой стороны, публикация Бюро по демократии и правам человека ОБСЕ «Промежуточного отчета» о выборах в парламент Киргизии (начало октября), не вызвал никакой реакции ЦИК Киргизии. Миссия CIS-EMO рассматривает этот факт, как пример «двойных стандартов»: что позволено европейскому Бюро, то не позволено организации наблюдателей с центром в Москве.

В целом же, с точки зрения наблюдателей, выборы в Киргизии состоялись, хотя и привели к уникальному результату: за те партии, которые составят парламент нового созыва, проголосовало абсолютное меньшинство (37, 51%) принявших участие в голосовании. Что позволяет прогнозировать всплеск борьбы на электоральном поле – за голоса, отданные за те 24 партии, которые не прошли в Жогорку Кенеш.