«Мурка» выжила и отметит 100-летний юбилей1
Недавно на слепых прослушиваниях полюбившегося многим проекта «Голос» прозвучала известная песня «Мурка» в исполнении Екатерины Осипенко, и что неожиданно - на польском языке. После исполнения было названо имя композитора – Оскар Строк.
Впервые «Мурку» спели в Одессе в начале 1920-х годов.
Намного позже ее мелодию запрашивал персонаж фильма «Место встречи изменить нельзя» Промокашка, намереваясь проверить главного героя.
Более того, некоторые считают «Мурку» народным фольклором. Между тем, эта песенная композиция, обязанная своим рождением двум талантам, скоро отметит 100-летний юбилей.
Отмечают, что Яков Ядов (Давыдов), автор нэповских хитов: «Гоп со смыком», «Цыпленок жареный», «Бублички» и других, отчего-то стеснялся «Мурки», что классикой стал не первоначальный ядовский вариант, а более поздние переработки.
Документального подтверждения того, что автор музыки «Мурки» именно Оскар Строк, тоже скорее нет, чем есть, но существует большая вероятность, что это именно он – написавший блистательные танго «Черные глаза», «Скажите, почему» и др.
По одной из версий, когда «Мурка» приобрела небывалую популярность в преступном мире, ее авторы, опасаясь репрессий, предпочли забыть о своем шедевре.
Мурка как ценный агент
Поначалу Мурку звали Любкой, потом Машей, затем в тексте появилось каноническое имя. Мурка – это не просто блатной вариант имени Мария, но и прозвище сотрудницы МУРа – Московского уголовного розыска.
В числе прототипов Мурки называют также анархистку Марусю Соколовскую, сотрудницу ленинградской милиции Марусю Никифорову. Так как песня не раз переписывалась, обретая новые черты, в тексте находятся признаки разного времени. К примеру, «губчека» – губернские отделения Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем существовали до 1922 года. Загадочное начало – «прибыла в Одессу банда из Амура» – расшифровывали как «из-за Мура», «Торгсин» появился гораздо позднее.
Песня переведена на многие языки, ее можно услышать в ресторанах самых разных стран мира. В 2006 году вышел mp3-диск с антологией из 63 вариантов «Мурки». Что касается ее классического варианта, то эксперты склоняются к мнению, что его сюжет повествует о секретном задании сотрудницы ЧК Марии Климовой (на снимке), которая действовала под прикрытием.
После Октябрьской революции в городах процветал бандитизм. Для «зачистки» криминальной верхушки в Одессу была направлена опергруппа из Москвы. Легенда прорабатывалась около полугода, и основным действующим лицом в ней стала Мария Климова, которой следовало внедриться в банду и влюбить в себя ее главаря по кличке Бриллиант.
Строки «Там сидела Мурка в кожаной тужурке, и из-под полы торчал наган» говорят о том, что автору слов было известно настоящее лицо героини - представительницы воровских «малин» так не одевались.
А «Мурка», сложенная в ее честь, пережила НЭП, войны и перестройку, и до сих пор не забыта.
Неизвестный автор известнейших песен
В Одессу Яков Ядов перебрался из Киева. Работал в популярной одесской газете «Моряк», которая печаталась на оберточной бумаге за неимением лучшей. Зато была отборная команда: Э. Багрицкий, К. Паустовский, И. Бабель, В. Катаев и др. , составившие славу одесской литературной школе.
В 30-х годах Яков Ядов переехал в Москву и очень бедствовал. Его творчество оказалось никому не нужным, к тому же власть приступила к закручиванию «гаек». Одному из своих почитателей Ядов подарил фотографию с невеселой надписью: «Яков Петрович Ядов. Великий писатель Бауманской улицы и ее окрестностей». Фотограф заснял его, когда он сочиняет гениальные куплеты для эстрадного халтурщика Петра Муравского, известного в блатном мире под кличкой «Петька Вырви Глаз». Поэт умер в нищете в московской коммуналке то ли в 1940, то ли в 1942 году. Похоронили на кладбище у Донского монастыря. «Сейчас могила его заброшена, фото давно отвалилось, плита просела и не разобрать даже год смерти», – написал в своей книге «Песни и развлечения эпохи НЭПа» Максим Кравчинский.
Сын Давида Марковича
Где, когда и на каких дорогах революционного лихолетья пересеклись поэт Ядов и композитор Строк, неизвестно. Ясно одно: в Одессе Строк не бывал никогда.
Оскар Строк родился в Динабурге (Двинске) в 1893-м. Его отец, профессиональный музыкант, имел заслуги перед армией, что помогло многодетной семье Строков из черты оседлости перебраться в Петербург.
К тому же в этот период Строк погрузился в издательский бизнес и… влюбился в черноокую провинциалку Ленни Либман. Результатом их отношений стал творческий взлет – целая плеяда прекрасных танго, в том числе знаменитое «Черные глаза».
«Мурку» же композитор никогда не упоминал. Но вот что цепляет интерес. Первое исполнение своих произведений Строк традиционно доверял рижанину Константину Сокольскому. И тот не только спел «Мурку», но в записи, якобы, стоит имя Строка.
И еще любопытный момент. Многие с интересом смотрели телесериал «Ликвидация», в котором главного героя Давида Марковича Гоцмана, начальника отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска, сыграл Владимир Машков.
Давидом Марковичем звали отца Оскара Строка, руководившего в Двинске клезмерской капеллой. Давид Маркович Строк (1840-1920) играл на нескольких музыкальных инструментах и, несомненно, повлиял на выбор пути своего одаренного сына.