«Каждый придет в храм в свое время…»7

«Каждый придет в храм в свое время…»
В редакцию «СейЧас» обратилась прихожанка Старофорштадтской моленной Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николы. Эта женщина, Валентина Васильевна, высказала просьбу написать о наставнике храма – Андрее Григорьевиче Соколове.  Тем более, что и повод есть – 8 февраля у о. Андрея – День рождения, ему исполняется 39 лет.    

«Трудно поверить, но я хожу в этот храм уже 65 лет, – рассказывала Валентина Васильевна. – Помню его разным. В середине 1970-х храм горел, потом долго и мучительно отстраивался на укрепленном фундаменте. Здесь служили известные в Даугавпилсе духовные наставники: о. Авдей Екимов, о. Козма Никифоров, о. Максим Поддубников. Потом в течение 25 лет наставником Старофорштадтской общины был Тимофей Ефимович Кудряшов, это его заботами храм воссоздавался. 

 

Андрей Григорьевич Соколов служит в храме с 2015 года. До Старофорштадтской моленной был причетником Новостроенского храма, затем 7 лет – наставником Краславской староверской общины. В прошлом году отмечалось 10 лет с начала его духовного служения. 

 

Наши прихожане батюшкой очень довольны. А как не радоваться, если с каждым годом число молящихся и исповедующихся прибавляется. Опять же – раньше в храме не служили брачные молебны, а теперь служат! Это очень важно. Стало больше крещений, до ста младенцев в год. Впервые за историю храма открылась книжница: собрано и приобретено немало религиозно-воспитательной литературы для детей и взрослых. Такие книги плохому не научат. Продолжают работу две воскресные школы. В настоящее время храм посещают более 2000 прихожан, то есть, восстановлено то количество, которое было при наставнике о. Тимофее Кудряшове. А когда о. Андрей начинал здесь служить, прихожан даже тысячи не набиралось – человек 800, не больше. 

 

Повезло нам и с председателем общины Владимиром Владимировичем Чупровым – человек хорошо осведомлен в истории староверия, его предки были духовными наставниками. 

 

Андрей Григорьевич Соколов приобрел уважение у прихожан своей активной позицией, батюшка очень деятельный, переживающий за храм. С ним всегда приятно общаться. Человек способен слушать и слышать. Все мы желаем ему Божьей помощи в делах, здоровья и взаимопонимания с людьми, которые нуждаются в его слове. Пусть в сердце нашего наставника горят огоньки веры и надежды. Пусть Господь посылает ему силу и энергию», – говорила Валентина Васильевна.  

 

Акценты воспитания

 

Откликаясь на пожелание прихожан написать об их духовном наставнике, «СейЧас» побывала в храме, где служит о. Андрей, чтобы расспросить батюшку о самых разных вещах. Одновременно были заданы накопившиеся вопросы читателей, которые люди не решались обратить к церковнослужителям.  Сразу заметим, что Андрей Григорьевич – человек семейный. Матушка Ольга Васильевна по образованию юрист. А по творческому умению – рукодельница: шьет и вышивает, следуя староверским обычаям. Умеет и для последнего пути обрядить. В таком контексте для женщин шьется длинный сарафан и рубашка с рукавами из льняной либо хлопчатобумажной ткани, на голову полагается косынка, поверх которой повязывается плат; на мужчин надевают темный моленный халат (азям), нижнее белье для мужчин – это рубаха традиционного русского покроя (косоворотка). Покойных, как мужчин, так и женщин, подпоясывают поясом. При положении во гроб усопшего облачают в саван. 

 

В семье наставника двое детей – сын–шестиклассник и дочь детсадовского возраста. «Мы живем, как обычная семья. Особого внимания на религии в отношении воспитания детей не акцентируем. К молитве приучаем, но в меру, – говорит о. Андрей. – Дети должны перекреститься перед едой, помолиться перед сном. Если в школе сыну предстоит контрольная, говорю: храм открыт – иди и поставь свещу. Сын посещает воскресную школу и задает вопросы по примеру того, что вот, мол, вы меня учите одному, а в жизни по-другому бывает. Спрашивает: как правильно поступить в каком-то случае? Объясняю. У него свой уголок с иконами. 

 

Но никакого родительского навязывания. Даем с матушкой возможность поразмыслить, принять собственное решение в плане предстоящего выбора пути. 

 

В воскресной школе объясняем детям многое, в том числе, для чего нужна исповедь. Ведь подростки тоже исповедуются. У каждого возраста – свои прегрешения. Мальчишка может толкнуть девочку, обидеть друга, не попросить прощения у учителя, взять чужую вещь без спроса и т. д. Исповедь для духовного здравия человека предусмотрена. 

 

Сегодня принято обходиться без отчества, но староверы такое не приветствуют, – если мы говорим об учителях, то это в некоторой степени умаляет авторитет педагога, чего не хотелось бы. Что касается поста, то мои дети его соблюдают при некотором послаблении. Подрастающему поколению важно иметь положительный пример перед глазами, и это не только поста касается. Однако в религиозном воспитании, как и в другом, главное – не переусердствовать. Сказано: не навреди, иначе может быть отторжение», – пояснял духовный наставник. 

 

Невольник – не богомольник

 

Отвечая на первый вопрос наших читателей, наставник говорил, что не стоит использовать икону в качестве заставки на телефон: «Я против таких «заставок», духовность надо носить в своем сердце. А иконы держат в доме. Перефотографировать в храме икону нельзя. Допускается общий снимок, к примеру, после брачного молебна. Нельзя фотографировать процесс крещения. После крещения – пожалуйста, сделайте два общих снимка на память. Это возможно». 

 

Второй вопрос касался благотворительности тех людей, которые не рассказывают об этом. Причем порой речь идет о значительных суммах. «И это правильно, – говорил церковнослужитель. – В Писании сказано: сделай тайно – возродится явно. Тот, кто жаждет земной славы, тем самым отдаляется от Царствия Небесного. Но бывает, что пожертвования вносит какая-то партия, тогда это озвучивается во время проповеди. Когда же человек не хочет, чтобы знали о его помощи храму, я благодарю его один на один. Раз в год, обычно в воскресный день, при большом скоплении прихожан служится канон за творящих милостыню. Предусмотрен также молебен за жертвователей. 

 

Подробнее читайте в выпуске газеты «СейЧас» от 07.07.2019