Даугава. «Все готово к взрыву»9

Даугава. «Все готово к взрыву»

«В минувший вторник Даугаву за чертой города, там, где кончается Юдовка, всколыхнул мощный взрыв. Серо-белый столб воды с песком, глиной, галькой, осколками камней взметнулся ввысь, завис на миг в воздухе и затем, распавшись, обрушился на реку и берег лавиной струек и брызг.

В близлежащих домах задребезжали стекла, в испуге метнулись прочь пасшиеся неподалеку козы. Но этот взрыв ни для кого не был опасен. Специалисты Латвийского объединенного участка треста «Союзвзрывпром» осуществили его, чтобы углубить фарватер реки, – информировала даугапилсская газета Красное Знамя (1970).

 

Прораб участка Дмитрий Цидыло в разговоре с журналистом Соловьевым сообщал, что два года тому назад фарватер также расчищался от гравийно-галечных отложений, после чего «обнажились напластования моренной глины с калькой и крупный валун, объемом примерно в двенадцать кубических метров». Валун взорвали и подготовили фарватер к последующей расчистке землемашиной.

 

Прораб пояснял, что областей применения мирного взрыва становятся все больше. Что быстрота, надежность и сравнительная дешевизна взрывных работ выгодно отличается от других. Приводились в пример случаи использования взрыва в республике.

 

Так, на рижской фабрике «Сарканайс квадратс» нужно было взорвать шестидесятиметровую трубу таким образом, чтобы не повредить соседние цехи – работники участка справились с этой задачей. Сложным был и снос пятиэтажного здания на строительной площадке гостиницы «Латвия» в Риге, но и тут все обошлось хорошо. «В Даугавпилсе работники участка взрывали руины спичечной фабрики, старое, ветхое здание хлебозавода на месте теперешнего сквера и памятника В. И. Ленину».

 

Прервав разговор, прораб вместе с помощником стал готовить второй взрыв.

 

Тяжелые мешки с аммонитом были погружены в лодку, после чего их развезли к заранее намеченным местам и опустили на дно реки. «Мешки соединены детонирующим шнуром. Наконец, все готово к взрыву. В воздух взвивается предупредительная ракета. Шофер Ян Чивкулис отгоняет подальше машину, уходят от реки люди. Дмитрий Цидыло еще дважды стреляет из ракетницы. Последний выстрел – сигнал к взрыву. Взрывник Виктор Рябинин нажимает кнопку взрывной машины – и в воздух вновь взлетает двухметровый столб воды. Опыта нашим гостям не занимать: за плечами Д. Цидыло десятилетняя практика. В. Рябинин в армии был сапером, на участке он уже три года».

 

В итоге за два дня на Даугаве было произведено пять взрывов. Оставалось убрать со дна гравий и гальку землемашиной. Когда это будет сделано, «по углубившемуся фарватеру опять пойдут буксиры и баржи с материалами для строек города и соседних районов».

 

Присутствовавший при взрывах начальник дробильно-сортировочной установки Анатолий Ластовец удовлетворенно пояснял: «До сих пор мы выполняли плановые задания по поставке строительных материалов с немалым напряжением. Ведь из-за мелководья фарватера на баржу вместо 300 тонн грузилось, как правило, вдвое меньше. После расчистки переката станет возможным увеличить осадку барж, и, следовательно, увеличить их загрузку процентов примерно на двадцать. Стройки будут получать нужные материалы в большем количестве».

 

После того как запланированный объем работ по углублению фарватера был завершен, спецмашина со взрывниками направилась дальше – в Краславу, выполнять заявку дорожно-эксплуатационного района. «Думаю, что встретимся еще не раз, – говорил на прощание Дмитрий Цидыло. – В перспективе рыхление гравийно-галечных и валунных отложений на перекате Кривец, возле Жидино. Видимо, займемся этим в будущем году. Так что ждите!»

 

Мнения разделились

 

Весной 2013 года Даугаву тоже взрывали, но в иных целях. Рокот мощного взрыва тогда потряс всю округу, докатился до Краславы, – сообщали grani.lv. В этот раз взрывали толстый лед. Подрывники – саперы 54-го Инженерно-технического батальона 3-го края Земессардзе. Место действия – одна из самых широких излучин Даугавы, с учетом запруды с островком ширина реки более 500 м.

 

Даугава. «Все готово к взрыву»

 

Так как после излучины река резко сужается и начинается мелководье, во время ледохода мог случиться ледяной затор. Одновременно возникала угроза затопления жилых домов Краславы. Вот Краславская краевая дума и приняла решение обратиться к военным с просьбой произвести взрыв на представляющем опасность участке. Однако работы по подготовке взрыва затянулись. Военные не рассчитали объем работ и условия, в которых они проводились, в итоге рвануло не в 14.00, а в 20.55. Потом руководитель взрывных работ капитан Г. Виксниньш уточнит, что для поднятия льда длиной в 400 м и шириной в 70 м использовалось 360 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте.

 

Саперы сочли, что взрыв проведен успешно. Однако руководство Краславской краевой думы имело несколько иное мнение в отношении проделанной работы, так как основная масса льда осталась на месте. Договорились о повторном взрыве…

 

«Мы на мель не садимся»

 

Илмарс Лоцикс – капитан моторизованного плота Sola и прочих славных «кораблей» пояснил, что в настоящее время ни о каких взрывах по углублению фарватера реки он не слышал.

 

Даугава. «Все готово к взрыву»

 

 

«А зачем здесь углублять? Мы на мель не садимся. Это раньше велась хозяйственная деятельность, баржи песок возили с карьера в Элерне, им глубина нужна была. Еще кораблик до Краславы на воздушных крыльях ходил. Но пороги не преодолевал. Сейчас средняя глубина реки в пределах города 1,5 -4 м, глубина от времени года зависит…», – пояснял Илмарс, чьи суда легко преодолевают маршрут от причала Centrs (берег Даугавы рядом с аркой, недалеко от начала улицы Ригас) до причала в Крепости (напротив Николаевских ворот Даугавпилсской крепости).

 

К сведению. Даугавпилсский речной флот находился на левом берегу Даугавы на Гриве. Порт занимался грузоперевозками, а в черте города обеспечивал пассажирское сообщение речным трамваем. В ведении Речфлота было 12 теплоходов, 30 барж и 3 земснаряда. С 1 января 1993 года порт был закрыт, а его баржи и буксиры ушли с молотка на аукционе или были порезаны на металлолом.

 

Даугава. «Все готово к взрыву»

 

 

Углубление в коммерческих целях

 

 

Интересный факт: берега Даугавы на всем своем протяжении укреплены камнями и валунами, сохранившимися со шведских времен. Там, где такие укрепления порушены, вода размыла берег, превратив его в пляж, а русло Даугавы в песчаную отмель. Исправление потребует огромных затрат.

 

С 1886 по 1888 год Даугава от Витебска до Мазюмправы (выше Риги) на протяжении 561 версты изучалась Западно-Двинской партией под начальством инженера Н. Ф. Шелюты. Цель изысканий связывалась с проектом соединения Черного и Балтийского морей. Верхний участок исследовался с целью выяснения условий питания реки. Составлялись подробные планы и продольный профиль реки.

 

Даугава. «Все готово к взрыву»
Берега Даугавы укреплены еще шведами

 

На подходе к Даугавпилсу река делает пять излучин, особенно выделяются три большие – ниже села Яунборне. Ниже Даугавпилса Даугава течет по Восточно-Латвийской низменности. Ее характер резко меняется. Берега становятся пологими и низкими, расширяется пойма.

 

В углубление русла Даугавы Рижский свободный порт вложил миллионы евро. Цели – коммерческие, связанные с необходимостью повысить конкурентоспособность порта. Углубление акватории – перманентный и похоже бесконечный процесс. Рижская ГЭС постоянно наносит песок в устье Даугавы, необходимо каждый месяц платить компаниям, которые поддерживают необходимую глубину для заходов судов. Идеальная – глубина 17 метров. Такая - у таллиннского порта. Углубляют и порт пассажирского терминала, чтобы он мог принимать большие лайнеры.

 

 

P.S. Фарватер — судовой ход, безопасный в навигационном отношении.