45 лет тому назад «Воин поднялся в атаку…»12

45 лет тому назад «Воин поднялся в атаку…»
В 1975 году, 45 лет тому назад, в Даугавпилсе был установлен памятник красным латышским стрелкам, который позднее назывался по-разному: памятник «Мужеству красноармейцев в 1919 году», памятник Защитникам города в 1919 году (Daugavpils aizstāvjiem 1919. gadā), тогда как местные «остроумы» окрестили его «Эй, чей шарф?».

Между тем история создания впечатляющего по масштабам монумента достойна внимания. Открыли его 5 июля 1975 года во время празднования 700-летнего юбилея города. Создателем памятника стал скульптор Индулис Фолкманис, архитектором – В. Калниньш.

 

В то советское время Фолкманис был известен как член Союза художников Латвии, председатель художественного совета при горисполкоме, автор ряда монументальных работ, в числе которых: бюст поэта Яна Райниса в сквере перед ДПИ, стела «Двинцы» у железнодорожного вокзала и др.

Памятник защитникам Даугавпилса стал, пожалуй, самым крупным его произведением.

 

От замысла до воплощения прошло почти пять лет. Прежде чем родился окончательный образ, были созданы и отброшены десятки вариантов.

 

В газете «Красное Знамя» (1975) Индулис Фолкманис пояснял, что к мысли о памятнике бойцам Красной Армии его привел постоянный интерес к истории Даугавпилса.

 

45 лет тому назад «Воин поднялся в атаку…»

 

«Защита молодой Советской Латвии от объединенных сил буржуазии в 1919 году – одна из ярких страниц этой истории. Почти четыре месяца оснащенные в основном стрелковым оружием красногвардейцы противоборствовали регулярным белопольским войскам, белогвардейцам, местным контрреволюционерам, на вооружении которых находились английские пушки, танки и самолеты…»

 

На пьедестал Фолкманис возводил солдата революции.

 

«Воин поднялся в атаку в полный рост, из открытого рта словно бы только что вырвался боевой клич, левая рука сжата в кулак, правая вскинута вверх и вперед, навстречу опасности, голову овевает знамя», – так описывал фигуру воина журналист Алексей Соловьев, известный ныне как городской поэт.

 

С точки зрения создателя памятника, «главное оружие солдата, источник его силы – революционная идея, за которую он борется, которая ведет его в сражение».

 

Создание скульптуры пережило несколько этапов. Сначала была изготовлена модель, затем металлический каркас. Фигуру воина следовало вылепить из глины в натуральную величину. Эти работы заняли четыре месяца, в течение которых Фолкманис почти не покидал мастерскую.

 

В конце 1974 года с работой ознакомился Художественный Совет Министерства культуры ЛССР под руководством художника Д. Рожкалиса. В состав Совета входили лауреаты Ленинской премии, авторы Саласпилсского мемориала Л. Буковский и Я. Зариньш, скульптор О. Силиньш.

 

В итоге модель памятника получила одобрение. Однако после посещения высоких экспертов Фолкманис взглянул на плоды своего труда по-новому, и «еще две недели старательно работал, устраняя мелкие погрешности». Такой вот практиковался подход к делу!

 

Отметим, что памятник создавался в пустовавшем помещении трансформаторной подстанции на улице Сарканармияс, 8, которое было соответственным образом перестроено.

 

«Высокие потолки, застекленная крыша позволяли работать здесь над крупными, монументальными произведениями <…>».

 

45 лет тому назад «Воин поднялся в атаку…»

 

Наступил момент, когда глиняная фигура была одета в гипс – сделана форма, а по ней отлита рабочая модель. В этой работе скульптору помогали его коллеги – М. Купцис и Л. Вдовин. Далее гипсовую модель отвезли на ленинградский завод «Монументскульптура», где памятник внушительных размеров (высота 7 метров, вес 9,5 тонн) отлили из бронзы. Для доставки в город потребовался специальный трейлер.

 

Местом установки памятника выбрали Гриву, так как в 1919 году там шли особенно ожесточенные бои. Проект места установки памятника, как сообщала газета «Красное Знамя», был разработан Валдисом Калниньшем.

 

Уточним, что памятник находится у устья реки Лауцесы, впадающей в полноводную сейчас Даугаву у оживленного перекрестка, не заметить его невозможно.