Янис Лачплесис: о городе, Думе, Элксниньше, Броке и многом другом24

Янис Лачплесис: о городе, Думе, Элксниньше, Броке и многом другом
Первый вице-мэр Даугавпилсской городской думы Янис Лачплесис ответил на ряд волнующих горожан вопросов. Представляем вашему вниманию – самые актуальные и злободневные.

 

О КОАЛИЦИИ. И НЕВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА


 

– Андрей Элксниньш не так давно был отстранен от должности мэра. Кто был инициатором подачи заявления для созыва внеочередного заседания Думы, на котором рассматривался этот вопрос?

 

– Сложно сказать, кто конкретно, но мы (Латгальская партия) никогда не голосовали за Элксниньша как за председателя Думы. Но была последняя капля для принятия такого решения. Ею стала ситуация, когда после всех публичных заявлений мэра о том, что тариф на Водоканале повышаться не будет, мы узнали, что проект повышения тарифа, поданный Регулятору, так и не был отозван (то есть повышение готовится). Стало окончательно понятно, что целый ряд важных для города вопросов решен не будет. И данные обещания выполнены не будут, если не менять председателя.

 

Снятие Андрея Элксниньша с должности произошло из-за утраты доверия депутатов. А без доверия невозможно сотрудничество.

 

– Также упоминались репрессии в отношении работников…

 

– В свое время экс-мэр устраивал их в отношении работников самоуправления, а потом по этому поводу проигрывали суды. Нагнеталась атмосфера страха, люди уже просто боялись высказывать свое мнение, а это в итоге всегда приводит к ошибкам. Вспомним хотя бы, что тяжба по строительству забора для частника в Стропах городом проиграна, апелляция своевременно не подана, сейчас владельцы могут еще и 25000 евро в виде компенсации у Думы отсудить. Вместо того, чтобы работать, подчиненные пытаются угадать желания начальника. И вот результат.

 

– Вы были в коалиции с «Согласием», что изменилось?

 

– Мы увидели, что реализация проектов в городе идет не так, как мы договаривались. Например, когда приехал на ТЭЦ-3, чтобы проверить, как продвигается работа, сразу стало понятно, что срываются все сроки. И какова была реакция тогдашнего мэра? «Все в порядке!» А недавно самоуправление получило письмо из CFLA, в котором указывается, что мы должны расторгнуть договор и вернуть 2,5 миллиона, полученных в качестве аванса. Теперь уже не «все в порядке», будут виноватых искать. Заявление Элксниньша о том, что там все в порядке – ложь. Ложь – это, пожалуй, главная причина того, почему «разошлись».

 

– По поводу заявлений: объектом публикаций господина Элксниньша часто становитесь вы. Комментируя их, вы, получается, оправдываетесь...

 

– Как только господин Элксниньш хочет сделать что-то нехорошее для города – сразу обвиняет в этом меня. То есть, если в чем-то начал меня обвинять, можно смело утверждать: эту схему он уже отрабатывает, и ответственность за результаты своей «работы» перекладывает на меня. Поэтому приходится реагировать и отвечать.

 

– Возможно, следует жестче отстаивать свою позицию?

 

– Если для господина Элксниньша селфи и пиар – это самоцель, то для меня главное – работа в интересах города. Тратить огромные ресурсы на то, чтобы заниматься с ним болтовней, не считаю необходимым – некогда работать будет. К тому же я не ставлю задачи обыграть его в информационной войне. Решаю проблемы самоуправления. Волей-неволей, конечно, приходится участвовать в этой информационной кампании. В противном случае город попадет в руки таких людей, что беда будет.

 

– Каково Ваше отношение к Игорю Прелатову?

 

– Я уже не раз высказывался по этому поводу: после того, как мы разбили тандем Элксниньш/Эйгим, максимально устранили негативные влияния с одной и с другой стороны, сегодня мэр не зависит ни от Элксниньша, ни от Эйгима. Сумеет ли он сохранить эту независимость? На мой взгляд, у него есть перспектива. Пока он будет реализовывать свою программу в интересах города – наша поддержка ему будет обеспечена.

 

При этом, если он захочет каким-то образом объединить нас с Элксниньшем и Эйгимом, то из этого ничего не выйдет, у нас слишком разные интересы. У нас никогда не было речи о том, что будем работать с Элксниньшем или Эйгимом. У нас с ними очень разное понятие о ценностях и приоритетах.

 

 

ПРОЕКТЫ – УДАЧНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ 


 

– Давайте перейдем к осязаемым проблемам города, которые ждут решения. Что можете сказать про Modus Būve – шансов вернуть уплаченный строителям аванс нет?

 

– Уверен, что должны бороться. Не подавать в суд на страховую компанию непозволительно. Да, есть риск не выиграть. Однако, если не подадим иск, денег не будет точно. Другого пути возврата денег в данной ситуации нет.

 

– Какова основная причина того, что город может потерять деньги?

 

– Договор был расторгнут неграмотно и с массой юридических ошибок, совершенных специально или по неграмотности… Чтобы избежать их тогда, следовало, в первую очередь, поинтересоваться у страховой компании, имеем ли право на страховые выплаты, проконсультироваться у специалистов в этой области, удостовериться в том, что аванс не будет потерян.

 

– Какова ситуация с виадуком (с его второй очередью)?

 

– Это проект следующего периода планирования. Строительство, думаю, реально начать через два года после начала следующего периода планирования – в 2023-м. Вообще, на мой взгляд, проект соединения трамвайной линией Нового Форштадта с Центром на сегодняшний день даже важней.

 

– А аэропорт, о котором в последнее время также много говорится, он у города в итоге будет?

 

– Делаем все возможное для этого. Считаю, без него у нашего региона не будет будущего. Отказываться от этого проекта – отказываться от будущего, нет выбора.

 

Если все пойдет по плану, срок реализации проекта – 4-5 лет.

 

Будет ли он рентабельным? Этот объект будет иметь статус международного. Если логистика заработает, он будет окупаться и приносить прибыль. Даже дотаций не понадобится.

 

– Что думаете о развитии Стропской зоны отдыха?

 

– Стропы – это огромный потенциал нашего города как в плане развития туризма, так и отдыха жителей. Это наша Юрмала, даугавпилсская. Не использовать этот потенциал глупо. Вряд ли кто-то из горожан против развития этого района нашего города.

 

Это вовсе не значит, что не думаем о развитии других микрорайонов. Развиваем и вкладываем средства во все районы (Ругели, Общество слепых, берега Даугавы и т. п.). Просто не могут все быть такого масштаба.

 

– Но одно дело – променад, гулять по которому можно круглый год. А другое – т. н. водные конструкции вроде открытого бассейна в озере. Они стоят баснословных средств, которые в эти объекты вкладываются?

 

– Променад не стоил неимоверных денег. Кроме того, если не принимать во внимание миллион, который вложили в «мостки», никаких фантастических вложений там не было. Технически этот понтон – 1000 квадратных метров настила – можно было соорудить намного дешевле.

 

Исполнение неадекватно дорого, стоимость квадратного метра получилась около тысячи евро! И это – еще одна причина недоверия нашему бывшему градоначальнику. Надводные сооружения – это прекрасно, но сооружать их следует за разумные деньги.

 

– А что скажете по поводу променада вокруг всего озера – это вообще реально?

 

– Для этого нужно иметь полную информацию о земле, расположенной на территории Даугавпилсского края. Там, похоже, многие участки принадлежат частникам. Как они приватизировались – большой вопрос… Но идея сама по себе очень интересная, этот вопрос будет рассматриваться.

 

 

О ВНУТРИПАРТИЙНОМ


 

– Давайте коснемся темы вашего коллеги по партии: как относитесь к высказываниям Айвара Брока по поводу 9 Мая? И о том, что не может быть мэром человек, который посещает такие мероприятия?

 

– Я такие мероприятия посещаю. На мой взгляд, главное для партии – решение экономических задач на благо горожан. А политических настроений могут люди придерживаться разных. Это мнение не партии, это его личное мнение, с которым не могу согласиться.

 

– Не так давно актуальным был вопрос строительства памятника «Столетию Латвии». Это ведь было предложением А. Брока?

 

– Нет, идея поступила от всех национальных культурных обществ Даугавпилса, в числе которых – Русское, Белорусское, Украинское. Все подписались под этим предложением. А то, что ее кто-то попытался потом политизировать, – это просто нечестно и некрасиво по отношению к жителям нашего города. Попытка разыграть политическую карту, противопоставляя Даугавпилс всей Латвии, ни к чему хорошему не приводит.

 

– Как относитесь к мнению, что, мол, Латгальская партия – достаточно опытная, но люди там «засиделись»?

 

– Мы всячески поддерживаем молодежь. Наша молодежная организация из всех партий в Даугавпилсе, наверное, самая активная.

 

Что касается лиц, представленных в Думе, – у нас там работают очень квалифицированные люди. Думаю, большинство избирателей их выбирало даже не за политические какие-то моменты, а за их профессионализм. Они уже показали свой потенциал.

 

Любая идея поддерживается исполнением, а мы помогаем воплотить все идеи, заслуживающие внимания.

 

– И все-таки, возможно ли обновление в ваших рядах?

 

– Депутатский корпус – это выбор избирателей. У нас в списке всегда достаточное количество молодых депутатов. Например, когда мы поднимали общественность для того, чтобы остановить строительство мусоросжигательного завода, – посмотрите, как активно наша молодежь во главе с Никитой Алексеевым работала!

 

Допускаю, что из всех сегодняшних депутатов в следующих выборах участвовать будут не все.

 

– В какой период, по-вашему, Дума была наиболее сплоченной и эффективной?

 

– Думаю, это было при Алексее Антоновиче Видавском. Что до последних лет – неплохим был прошлый созыв, где были представлены представители семи списков, в Думе от каждого было представлено максимум четыре депутата. Отработали весь созыв, без особых проблем.

 

 

О РАБОТЕ НА РЕЗУЛЬТАТ


 

– В чем сейчас главная проблема города, по-вашему?

 

– Daugavpils siltums, ТЭЦ-3 и связанные с этим проблемы. Это отразится на всем. На реализацию проекта новой котельной выделено свыше 10 миллионов евро.

 

Еще один не менее важный момент, связанный с предыдущей темой, – тариф на отопление. Господин Элксниньш рассказывал не так давно, что он расторгнул договор с фирмой Fortum. После чего Fortum обратился в Думу с новым письмом, и теперь требует закупать у него теплоэнергию в еще большем объеме, нежели было.

 

Как все эти вопросы решатся? Кто за этим стоит? Почему Fortum, когда выкупал две котельные у Sprino и BK enerģija, оказывается, приобрел еще и участок, на котором планировалось построить мусоросжигательный завод? Как я понял, кто-то им пообещал, что такой вариант возможен – кто-то, кому Fortum поверил. Там скрытых моментов очень много. И касаются они очень влиятельных людей, которые поверили, что могут влиять на политическую ситуацию в городе.

 

Если резюмировать: многие проекты нужно закончить. А это требует очень напряженной и слаженной работы. Сейчас некогда заниматься полемикой – надо стремиться к результатам. И я очень рассчитываю в этом плане на энергию нашего молодого мэра.