Барахолки с заморским именем3

Барахолки с заморским именем
– Ты знаешь, возле какого магазина на улице Ригас почти каждое утро перед открытием стоит очередь? Это магазин секонд-хэнд! Уверяю тебя, в других городах на центральной улице размещаются магазины с брендовыми дорогими товарами, а не барахолки. Вот очевидный и явный пример нашей нищеты, – с такой гневной тирадой обратился ко мне один знакомый.

Через третьи руки

 

Он прав, конечно. В Даугавпилсе только в центре города — шесть магазинов секонд-хэнд. В переводе с английского — вторые руки. Но к нам чаще всего вещи попадают, пройдя и вторые, и третьи руки. Тюки, присланные из Англии и других стран, сначала сортируют. Убирают рванье, которое невозможно продать, – раз. Ищут фирменные хорошие вещи, которые потом реализуют под видом новых через какие-нибудь маленькие магазинчики или через интернет, – это два.

 

А есть ли подобные магазины в других странах? Даугавпилчанка, работающая в Германии, рассказала, что там есть благотворительные магазины, куда бесплатно приносят и одежду, и посуду, и мебель, – все, что уже не нужно. Причем в хорошем состоянии. Отдают тоже бесплатно — любому, кто нуждается. Порой местные бомжи ( а там тоже есть такие) ленятся стирать, выбрасывают свои вещи и приходят за новыми. Из этих магазинов часть товаров появляется у нас, но уже продается за деньги.

 

Еще один источник — торговые сети, которые меняют коллекции. То, что не продано, они отправляют на базы переработки.

 

Больше всего вещей поступает к нам из обыкновенных мусорных мешков. Сегодня никто не носит пальто двадцать лет, сезон закончился, покупаем более модную вещь. А старую — в утиль, выставим в мешке возле дома. Собирают и отправляют на базы по переработке текстиля.

 

Конкуренция

 

Таких магазинов-барахолок стало так много, что конкуренция ужесточилась. Вот был магазин, а вот его нет. Происходит и специализация. Одни торгуют одеждой на вес, там вещи можно приобрести буквально за несколько центов. Но и качество соответствующее, сойдет разве что для работы в огороде. А в Риге появились секонды, которые предлагают предварительно отсортированные вещи. В Kilomax, например, в день поступления новой партии цена составляет 35 евро за килограмм. Практически половина футболок, платьев, пиджаков и т.д. являются абсолютно новыми – об этом свидетельствуют висящие на одежде ценники европейских магазинов. Если повезет, можно стать обладателем джинсов D&G за 10-20 евро.

Но и в обычных магазинах порой можно найти вполне приличную одежду. Автор знает несколько модниц, которые одеваются исключительно в секондах. Одна молодая девушка не ленится перерыть гору тряпья, пока не найдет то, что хочет. Даже для вечеринки в офисе умудряется подобрать красивое платье за пару евро. Другая дама в возрасте просто умеет шить. Она способна купить платье из-за красивых пуговиц. Выгоднее, чем покупать фурнитуру отдельно. И вкус у нее есть. Немодное пальто из хорошей ткани? Отрезала рукава и воротник, подогнала по фигуре, и уже щеголяет в модном длинном жилете. Так что выручают нас эти магазины, что скрывать.

 

Свалка на полянке

 

Беда в том, что тряпья в Латвию привозят уже слишком много. Даже за гроши – не продать. И тогда на лужайках в лесу находят вываленную из машины гору одежды. Таких случаев – все больше.

 

«Текстиль можно перерабатывать, но нужно собрать критическую массу, чтобы открыть завод. Мы изучали опыт Франции, где собирают 37 процентов от общего числа текстиля. У них эта система отлажена, все самоуправления сотрудничают, подключены социальные предприниматели и так далее. Их преимущество в том, что у них не так много вторичного текстиля, так называемого секонд-хэнда», – сказал экономист Кристап Закулис.

 

«К нам в Латвию в среднем поставляют 27 тысяч тонн текстиля каждый год. Из этого числа около половины — секонд-хэнд, старая одежда. А что делать с вторичным? Я иногда говорю, что Латвия является мусорным полигоном для Англии и для английского текстиля», – добавил он.

 

На прошлой неделе в Латвии была запущена социальная кампания «Нечего надеть?», цель которой — актуализировать проблему загрязнения окружающей среды текстилем.

 

Согласно статистическим данным, треть населения Латвии выбрасывает свою лишнюю одежду в контейнеры для бытовых отходов, и ее вывозят на свалки, где ткани из синтетических волокон разлагаются в течение как минимум 200 лет.

 

Согласно опросу, про-веденному Latvijas Zaļais punkts, 89 процентов населения с удовольствием бы сдали одежду на переработку, если бы была такая возможность.

 

В Даугавпилсе очень медленно в быт входит сортировка мусора. Хочешь выбросить отдельно платье и бумагу — ищи один на квартал контейнер. А для сбора текстиля просто нет ни одной емкости.

 

Поэтому на ручке обыкновенного контейнера порой висят джемпера и юбки – вдруг кому пригодится.

Не в лес же вывозить?

 

ФАКТ

 

За последние десять лет импорт ношеной и готовой одежды увеличился в три раза, а каждый житель Латвии покупает в течение года почти 15 кг одежды. Поэтому, в соответствии с видением Латвийской ассоциации предприятий легкой промышленности, Латвия должна поддерживать и развивать стратегию по продвижению местной переработки текстиля.