Обратите внимание: материал опубликован более чем три года назад

Продолжение истории Вадима, который грозился взорвать дом в Крепости3

Продолжение истории Вадима, который грозился взорвать дом в Крепости

Grani.lv рассказывали  о трудной ситуации, в которой оказался Вадим Ерохин – инвалид второй группы, которого за долги выселяют из квартиры, принадлежащей самоуправлению.

В незавидном положении и его соседи: мужчина, с пожизненной инвалидностью из-за психоневрологических проблем не желает покидать свое жилье и угрожал взорвать газом 30-квартирный жилой дом по улице Официеру 8, чтобы отправиться к своему покойному родителю. Grani.lv выясняли обстоятельства случившегося.

 

Между небом и землей

О проблемах Вадима рассказала ассистент его матери Елена:

- У Вадима вторая пожизненная группа инвалидности. Он ведет себя неадекватно, иногда агрессивен и абсолютно не может о себе позаботиться.

Раньше этим занималась его мама. Платила за квартиру, ухаживала за ним. Но он ее избивал. С трудом удалось пристроить женщину в пансионат. С тех пор Вадим оказался предоставленным самому себе. Пенсия у него 140 евро. Имеется от социальной службы ассистент, которая покупает ему продукты. Сам он распоряжаться деньгами абсолютно не умеет. Пользоваться банковской картой – тоже. Поэтому карта находится у ассистента.

Соседи подкармливают его по доброте душевной, потому что он постоянно голодный. Ко мне он тоже приходит, потому что я отношусь к нему по-доброму. Понимаю, что человек болен. Ему нужна помощь. И стрессовая ситуация, в которой он оказался с этим выселением из квартиры, еще больше усугубила его проблемы. Угрожал включить газ, чтобы взорвать дом. Напоила его чаем, успокоила. Он мечется как загнанный зверь, не знает, куда себя девать.

 

Продолжение истории Вадима, который грозился взорвать дом в Крепости

 

Вадиму предложили переехать в социальный дом на Шаура 23. Я с ним съездила туда. Но когда он увидел условия, в которых ему предстоит жить, наотрез отказался. Да и не приживется он там. Охранники жесткие в силу своей работы с определенным контингентом, а Вадим конфликтный. Иногда у него случаются обострения. И вот такой человек оказался между небом и землей, никому не нужным, предоставленным самому себе и, естественно, с непредсказуемым поведением и поступками.

 

Вполне нормален, дееспособен

Grani.lv обратились за комментариями в социальную службу. По словам руководителя отдела ассистентской помощи, социальные ассистенты – не няньки, в их работу входит только сопровождение инвалида за пределами дома. По закону, ассистент даже в доме клиента ничего не может делать. Вадим раньше посещал дневной центр. Но из-за конфликтов ему запретили туда приходить.

В отделе социальной помощи, работающем с инвалидами и пенсионерами, Grani.lv рассказали, что Вадима знают, помогали оформлять ему статус малоимущего. О выселении из квартиры – не знают, но пообещали разобраться, какие у него долги, есть ли бумага о выселении, на каком основании его выселяют, было ли решение суда.

 

Продолжение истории Вадима, который грозился взорвать дом в Крепости


- Как же получилось, что человек, который не может о себе позаботится, с инвалидностью из-за психиатрических проблем, оказался без специальной заботы, предоставленный самому себе?

- У Вадима нет статуса недееспособности. И я не считаю, что его нужно лишать дееспособности. Он может за свои поступки отвечать.

 

Погорячился…

После этих слов захотелось убедиться в этом лично. Grani.lv побывали на месте разворачивающихся событий, поговорили с Вадимом и с людьми, которые его знают.

 

Продолжение истории Вадима, который грозился взорвать дом в Крепости


В квартире Вадима, закрытой на веревочку, лишь самые необходимые предметы обстановки. В кухне из мебели – газовая плита и кухонный стол. Ни кастрюль, ни тарелок, ни столовых приборов, ни кружек нет. Из продуктов – две начатых буханки хлеба. Нет ни мыла, ни одежды. Ничего! Зато - стерильная чистота, по которой иногда можно определить, что у человека серьезные проблемы.

 

Продолжение истории Вадима, который грозился взорвать дом в Крепости


Соседи по поводу выселения беспокойного жильца из квартиры разделились на два непримиримых лагеря.

Одни бояться, что Вадим взорвет или спалит их дом. «Мы живем в постоянном страхе, как на пороховой бочке».

Другие заступаются за Вадима: «Таких людей нельзя перемещать. Он здесь уже привык, всех знает, может обратиться за помощью. Попросить поесть, хотя бы. Думаю, кому-то просто приглянулась его квартира. Вот и выселяют бедолагу».

Но все сходятся в одном – Вадим не способен отвечать ни за себя, ни за свои поступки.

Вадим, сначала спрятавшийся от журналиста (боялся попасть в психоневрологическую больницу), немного осмелел и согласился ответить на несколько простых вопросов. В его адекватности желающие могут убедиться сами.

 

Продолжение истории Вадима, который грозился взорвать дом в Крепости


 

- Правда, что дом хочешь взорвать?

- Неее, сгоряча сказал.

- Зачем подписывал документы, что расторгаешь договор с ПЖКХ, если не хочешь переезжать?

- Ну, мне сказали подписать, я и подписал…

 

Ситуация взята под особый контроль

Когда о данной ситуации узнала глава социального комитета Гордумы, дело о выселении Вадима из муниципального жилья приостановилось на месяц. В течение месяца будет решаться вопрос о том, где мужчина будет жить.

Стало известно, что долг Вадима за квартиру составляет 500 евро. За такие деньги из квартиры обычно не выселяют. «Но дело в том, что квартира – огромная, двухкомнатная с высокими потолками. Он просто не справится с оплатой. У него пенсия всего 140 евро. Возможно, нужно было обменять его квартиру на меньшую, когда мать переехала в пансионат. Но не все в комитете с этим согласились. Потому что в этом случае проблемы были бы у новых соседей Вадима. А теперь это сделать невозможно, потому что обменять квартиру можно только при отсутствии долгов. Мы можем поставить его в очередь на спецпансионат. Но он ведь туда переехать наверняка откажется. А нужно его согласие».

Об опекуне для Вадима должна была позаботится его мать. Решение о назначении попечителя принимает Сиротский суд. Но для этого нужно ходатайство. Социальная служба может такое ходатайство написать.

 

Продолжение истории Вадима, который грозился взорвать дом в Крепости


О том, как трудно быть добрым

История Вадима стала известна только потому, что ему повезло встретить Елену – неравнодушного человека. Но таких, как Вадим - имеющих соответствующий диагноз, но не имеющих рядом добрых людей - в Даугавпилсе очень много. Да, наверное, и трудно быть добрым, если по-соседству проживает человек, от которого неизвестно чего можно ожидать. Особенно семьям с детьми. С тех пор как в Латвии был узаконен более гуманный подход к людям с психическими расстройствами, «странных» на улицах города стало значительно больше. С различной степенью агрессивности.

«С такими людьми ничего невозможно сделать, пока они чего-нибудь серьезного не натворят. Одного из таких мужчин удалось отправить на длительное лечение через суд только после того, как он стал бить машины, всем угрожать и приставать к женщинам. И то в ситуацию пришлось вмешиваться руководству города. Иначе она не решалась бы», – рассказали Grani.lv в Даугавпилсской думе.

 

Продолжение истории Вадима, который грозился взорвать дом в Крепости


Но проблема не только в том, что такие люди могут быть неудобными или опасными. Предоставление им бОльших прав и бОльшей свободы в соответствии с европейскими нормами, наверное, все же не означает, что можно оставить таких людей на произвол судьбы. Ведь сами о себе многие из них позаботиться в силу своего диагноза просто не могут.