ПЖКХ объявило войну с сиренью5
В первый раз газета обращалась за разъяснениями к руководителю производственно-технической базы ПЖКХ Юлии Михайловой, которая и сама удивлялась, кого же это могла сирень раздражать вплоть до вырубки? Но дальше удивлений не пошло – конкретного ответа на вопрос о том, почему понадобилось уничтожать цветущий кустарник, следовало дожидаться неделями, предварительно оформив его в электронной форме.
Вообще эта введенная практика сотрудничества со СМИ по принципу «сегодня вопрос, а через две недели ответ» вряд ли способствует эффективности работы обозначенного выше предприятия, что видно даже на примере продолжающейся в Даугавпилсе вырубки сирени. То есть пока глас народа дойдет до тех, кому надлежит отвечать (опять же в письменной форме), механизм по инерции продолжает действовать в том же направлении, но демократическим его назвать нельзя. Дело может касаться не только сирени, но сейчас речь о ней. Складывается впечатление, что сирень вырубается преднамеренно. Но кто может настолько возненавидеть чарующий цветок весны? В то, что среди жильцов дома таковые имеются, поверить невозможно. Иначе рисуется примерно такая картина: в ночной тишине собственники большинством голосов приговаривают сирень к утренней казни – нечего ароматизировать под нашими окнами! А сожалеющие о сирени романтики за зиму о ней позабудут, будто ее и не было.
Возле дома на ул. 18 Новембра, 173, спилили не менее десяти кустов сирени, на ул. Гродняс, 40, в живых остался один – четырех уже нет.
Когда после звонка расстроенных жильцов в редакцию наш фотограф прибыл на место расправы, увидел только ее последствия – прицеп трактора полнился ветками, которым уже не расцвести. По свидетельствам очевидцев, прошедшая буря была ни при чем – сирень она, может, и гнула, но не ломала. Да если бы и так, разве нельзя аккуратно подрезать ветки, как это делается в отношении деревьев? За такой подход и сирень, и жильцы дома были бы только благодарны. Но нет, варварски спилили. Спрашивается, кому от этого польза? Хотя, конечно, легче одним махом уничтожить, чем ветки периодически подрезать.
Хочется поинтересоваться в этой связи мнением руководителя строительного департамента города Светланы Крюковой, но она в отпуске, а заместителя существующие Правила склоняют к тому, что каждую посадку возле коммунального дома следует согласовывать, а самовольно ни-ни! Одному сирень может нравиться, другому – нет. Тут должен старший по дому общаться с жильцами, чтобы прийти к какому-то общему знаменателю по поводу посадки того или иного растения. Было также сказано, что за сиренью надо ухаживать, на что я заметила: в уходе нуждается каждое растение, но не каждое растение, даже если оно неухоженное, следует спиливать или вырывать с корнем. И если уж из ПЖКХ прибыл трактор с пильщиками, то этими же пилами (или другим соответствующим инструментом) можно было просто подрезать сучья, чтобы придать раскидистому кустарнику более приятный вид, а заодно и удобрения подсыпать. И все были бы довольны, и никто не звонил бы в редакцию, чтобы сообщить о происходящем.
Кроме того, давайте будем честными – людей, которые хотят что-то посадить возле своего подъезда, мало, гораздо больше тех, кому это совершенно безразлично. И подрезают под корень не только кустарник, подрезают память о тех, кто дарил красоту за просто так. Кто из молодых горожан сегодня вскопает землю у многоэтажки, чтобы посадить в нее цветок? Если и бывает такое, то крайне редко. Зато молодежь хорошо видит, как относится город к посаженному руками их бабушек и дедушек, это ли не повод отречься от всяких мыслей о благоустройстве собственными руками? Вместе с кустами сирени исчезает связь с предыдущими поколениями, меняется отношение к своему дому, из которого можно ведь не только уехать, но и остаться в нем жить.
Побывав на месте спиленных кустарников, я убедилась: их корневая система никоим образом не могла разрушать фундамент дома, вблизи от окон они тоже не росли.
Вышедшая из подъезда женщина немолодого уже возраста, разговаривая со мной, указала рукой на деревья во дворе: «Вот странно, эти деревья более старые, и с виду уже неинтересные, но их почему-то спиливать не стали. Помню, мы просили спилить тополя, пух от них забивал вентиляцию, так чуть допросились! А тут раз-два, и готово! Никто из жильцов в ПЖКХ не звонил, не писал, не просил. Но как быстро справились?! Прибыли шесть человек рабочих и мастер!» – «А разве собрания собственников не было по поводу сирени?» – «Нет, конечно! Да у нас и старшего по дому нет, кому собирать-то? У жильцов никто об этих кустарниках не спрашивал. Ну, ладно – спилили, а взамен что? Пустой газон? Ведь никто ничего не посадит! Раньше, помню, клумбы возле дома были, жильцов на их посадку организовывали… И люди занимались этим с настроением. Но это время прошло. Нынешним жильцам не до этого», – вздыхает женщина.
На сайте www.grani.lv нашла пояснение инженера ПЖКХ Юлии Михайловой, обозначенное 2011 годом, а значит – еще не утратившее своей актуальности.
«Если дерево растет на земле, которая относится к жилому дому, что бывает чаще всего, и находится в аварийном состоянии, то жители могут довести этот факт до сведения обслуживающей организации. ПЖКХ в свою очередь вызывает лесника, и если он признает дерево аварийным, то его спиливают. Но такое решение принимается лесником редко: по внешнему виду дерева порой сложно определить его состояние. Поэтому чаще всего сруб неугодных жителям деревьев (и кустарников) происходит в результате решения большинства собственников, оформленного протоколом общего собрания.
В некоторых домах полномочиями решать, какое дерево спилить, наделены старшие. После получения заявления от большинства собственников или старшего по дому ПЖКХ обращается к леснику, который, как правило, не возражает против спила деревьев, которые определили жители. Обычно ликвидация дерева происходит в течение не более чем полугода после принятия окончательного решения», – поясняла Ю. Михайлова.
Но в том-то и дело, что никакого собрания собственников не было и никто к ПЖКХ по поводу спиливания сирени не взывал. Неужели после пронесшегося урагана рабочим этой организации, кроме как пилить сирень, больше нечем было заняться? Или ее как раз было удобно ликвидировать под шум ветра?
КСТАТИ
Чтобы сирень цвела ежегодно, она должна давать нормальный прирост. Последнее зависит от правильного ухода за почвой, поливки, удобрения, обрезки, побелки стволов. Вследствие своей неприхотливости сирень способна выживать на бедных песчаных почвах. Сирень – хороший санитар: ее кусты задерживают больше пыли, чем другие декоративные кустарники. А еще цветы сирени – излюбленный мотив живописцев. Сирень на фоне обычного дома делает его намного привлекательней. Лишившись сирени (или других растений, посаженных чьими-то заботами), дом предстанет кирпичной коробкой, неужели это надо объяснять взрослым дядям и тетям из ПЖКХ?