Двинский дневник: страсти в Городской Думе

Двинский дневник: страсти в Городской Думе
Нешуточные страсти кипели в нашей городской думе почти 110 лет назад. Так, после первых выборов в Двинске при уже независимой Латвии в 1920 году представители разных национальностей попросту не могли договориться между собой (в то время в Думу выбиралось 60 депутатов)...

«Как известно, в Двинскую Думу избран 21 поляк, 20 евреев, 13 русских и 6 латышей. Немедленно после выборов поляки стали вести переговоры с русской группой в целях получения большинства в Думе и недопущения на городские должности латышей и евреев. Латыши, в свою очередь, вошли в соглашение с евреями, и к ним примкнула и часть русских. На заседании Думы 28 июня, поляки, заметив, что противная сторона оказалась сильнее, вследствие коалиции латышей с евреями, демонстративно покинули зал заседания...»

 

Очень остро стоял вопрос „господствующей нации” и латышского языка, который мы уже затрагивали в прошлом выпуске:

 

Двинский дневник: страсти в Городской Думе
«Выборы в Двинскую Городскую Думу утверждены. Все протесты оставлены без последствий. Председателем Думы избран прежний – латыш Лецон, получивший 46 избирательных голосов и 12 неизбирательных. Во внимание принят национальный принцип. Несмотря на ряд предварительных междуфракционных совещаний по вопросу о кандидатах в городские головы и члены Управы, полного соглашения не было достигнуто. На пленарном заседании по этому поводу выступил представитель латышской трудовой партии, который резко критикуя деятельность прежней Управы, требует, чтобы новый городской голова и 1 член Управы были латыши.

 

Последнее мотивируется тем, что господствующая национальность, располагающая в двинской Думе меньшинством, составляет во всей Латвии 75 процентов населения. Городское же самоуправление прибегало к займам и субсидиям со стороны правительства, которое черпает средства, главным образом, с большинства – с господствующей нации. Все дело с избранием управы возбудило в Двинске много шуму. Говорят о необходимости избрания деловой управы. Некоторые считают, что избранному составу управы будет выражено недоверие. При таких условиях возможно, что избранные члены управы сами сложат полномочия».

 

По этому поводу даже устраивались чрезвычайные заседания:

 

Двинский дневник: страсти в Городской Думе
«В чрезвычайном заседании гор. думы 21 июля президиум думы вне очереди докладывает сообщение департамента самоуправлений от 17 июля по поводу запроса депутата Сейма Я. Рудзиса относительно посылки на русском языке приглашения на заседание думы. В нем говорится, что злополучная повестка была препровождена в департамент при письме, в котором, между прочим, сказано, что в факте посылки повестки на русском языке автор письма находит недопустимое со стороны Двинской гор. думы русофильство».

 

Но, пожалуй, самое шумное и крикливое думское заседание состоялось в августе 1924 года. Тогда уже решался „еврейский вопрос”:

 

«Небывалое в анналах двинской городской думы, - шумное и бурное обсуждение происходит по вопросу о школьной городской сети. Речь идет о переходе городских реальных мужской и женской гимназий с основными классами из русского отдела в еврейский. Гласный еврейской фракции Цви говорит, что в данном случае кому-то захотелось провести такой серьезный общественно-хозяйственный вопрос „фуксом” и нанести культурным интересам еврейской национальности удар. С более резкими речами выступали другие ораторы: с.-д. гласные Кремер, Левин и др.

 

Страсти разгораются все больше и больше. Председательский звонок не умолкает. Когда трибуну занимает Левин, его же единомышленники не дают ему говорить. Гласный Равдин заявляет, что он не даст говорить ни одному оратору ни своей, ни противной стороны, пока вопрос не будет снят с очереди. После многократного призвания к порядку, председатель предлагает исключить Равдина на три заседания. Левин стоит более часа у трибуны, как взявший слово и не лишенный его, но ему не дают говорить. Гласный Ютта просит слово для внеочередного заявления и заявляет, что для шумящей фракции (он показывает в сторону евреев) строится психиатрическая лечебница. Поднимается невообразимый шум, крики „долой”! Еврейская фракция, заявив протест против одностороннего ведения заседания, уходит из зала...»

 

Не обходилось и без подозрений в нечестности кандидатов в депутаты:

 

Двинский дневник: страсти в Городской Думе
«По делу выборов в Двинскую городскую думу начато расследование в связи с жалобой Г. Леонова, что два кандидата из разных списков искусственно доставили один другому приблизительно 100 голосов».

 

Были и более громкие политические скандалы – с обвинением депутатов в государственной измене, обысками и арестами. Об этом – в следующем выпуске „Двинского дневника”.

 

На снимках: помещение Городской Думы, в котором в разные годы находился и Общественный Городской Банк и Военное собрание.

 

*В выпуске использованы материалы газеты „Сегодня”