Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

Зофия Зуева: «Доходы пенсионеров не успевают за дороговизной жизни»1

Зофия Зуева: «Доходы пенсионеров не успевают за дороговизной жизни»
29 декабря правление Даугавпилсского объединения пенсионеров (ДОП) во главе с Зофией Лукиановной Зуевой собралось, чтобы подвести итоги уходящего года, а также поздравить друг друга и друзей по сотрудничеству с наступающим, 2015-м.

Выражая свою точку зрения, руководитель ДОП Зофия Лукиановна Зуева сказала, что минувший год был непростым, но, тем не менее, убедившим, что пенсионеры Латгалии могут оказывать влияние на принятие важных политических решений. Отмечалось позитивное сотрудничество ДОП с TV DAUTKOM и газетой «СейЧас». Среди творческих достижений 2014 года – XIII Фестиваль песни и танца сениоров Латгальского края, с успехом прошедший в Даугавпилсе, когда в город съехалось более 900 участников – представителей 67 творческих коллективов. Управляющая делами Городской думы Ольга Ессе, присутствовавшая на мероприятии, сделала акцент на том, что этот фестиваль собрал людей не только пенсионного возраста, но и привлек к участию молодежь.


От Управления социальных дел с наступающим новым годом даугавпилсских сениоров поздравила Татьяна Булване.


В ходе мероприятия указывалось на важность создания Консультационного совета пенсионеров, на достижение договоренности между Министерством благосостояния и представителями пенсионерских организаций, в результате чего в 2014 году возобновившаяся индексация пенсий проводилась по новой модели. (С октября прошлого года учитывается фактический индекс потребительских цен и индекс взносов соцстрахования с зарплаты. Государственное агентство социального страхования ежегодно в августе будет подсчитывать общий индекс. Для пересмотра пенсий применяется фактический индекс потребительских цен за период с 1 августа прошлого года до 31 июля текущего года. 1 октября 2014 года индексация затронула пенсии, не превышающие 285 евро. Если общий индекс фактических потребительских цен и взносов соцстрахования меньше единицы, то государство не будет пересматривать пенсии. Индексация пенсий определяется исходя из двух показателей: инфляции и прироста заработной платы. Но индексация – это не повышение пенсий, а всего лишь их корректировка в соответствии с дороговизной жизни. Кроме того, при индексации не принимается во внимание доплата за стаж работы. – прим.).


Зуева считает, что изменение коэффициента индексации пенсий – главное достижение 2014 года. По ее словам, министр благосостояния Улдис Аугулис обещал собрать Консультационный совет пенсионеров для рассмотрения ряда вопросов, волнующих сениоров, 16 января 2015 года.


Однако не все так оптимистично – Министерство финансов пока не видит возможности для принятия и выполнения поправок к Закону «О пенсиях», предусматривающих двукратное увеличение показателя, на основании которого происходит увеличение пенсий.


Согласно заявлению директора бюджетного департамента Минфина И. Степановой, объем дополнительных средств в 2015–2017 гг. ожидается весьма ограниченным. Посему для уменьшения неравенства доходов со стороны Минфина предлагаются другие меры. На ухудшение бюджетной ситуации косвенно оказал негативное влияние и конфликт на Украине.


Средняя пенсия в Латвии – 263 евро. Пенсионный возраст сейчас составляет 62 года и 3 месяца. И минимальный страховой стаж, необходимый для получения пенсии, растет. Было 10 лет, стало 15, а с 2025 года понадобится 20 лет работы. При таком подходе латвийская пенсионная система заслужила неплохую международную оценку – по долгосрочной стабильности она занимает 9-е место в ЕС. А вот по уровню замещения зарплаты пенсией мы выглядим хуже – латвийский пенсионер не получает и 60% от своего прежнего дохода.


В разговоре с газетой «СейЧас» Зофия Лукиановна Зуева сказала следующее:


– Даугавпилсское объединение пенсионеров поддерживает Латгальское региональное общество пенсионеров (ЛРОП) не только в плане отстаивания интересов пожилых людей, но и своей численностью. У нас на учете состоит 22603 человека, в ЛРОП в общей сложности – 71 тысяча. Деятельность нашей организации в основном направлена на увеличение пенсий. Удалось добиться изменения коэффициента начисления, сегодня он 1,0274.


– Зофия Лукиановна, помирились ли даугавпилсские пенсионеры с Латвийской федерацией пенсионеров?


– Обида не прошла. Бывшая глава Латвийской федерации пенсионеров А. Верза категорически возражала против увеличения численности представителей латгальских пенсионеров в правлении федерации, хотя сама родом из Екабпилса. Как это возможно, чтобы от 71 тысячи был только один представитель? Не забыть случай, когда в Риге, на заседании ЛФП, выступление представителя от Латгалии затопали ногами. По сути это явилось последней каплей. Тогда я решила выйти из членов правления. И личность недавнего главы ЛФП восторга не вызывает. Сегодня депутат Сейма от Союза «зеленых» и крестьян Андрис Силиньш покинул должность руководителя ЛФП в связи с начатой Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией проверкой. БПБК проверяет ситуацию по выделению Сеймом из госбюджета 2015 года финансирования в размере 15 000 евро на обеспечение деятельности Латвийской федерации пенсионеров.


– С одной стороны, требования пенсионеров к государству справедливы, но с другой – не наивно ли ожидать справедливости, когда социальный бюджет не пополняется в должной мере, не создаются новые рабочие места, а внутренняя политика государства не способствует возвращению эмигрантов?


– В любой ситуации надо напоминать о себе, добиваться улучшения. Пассивными быть нельзя. Разговаривать с властью следует прямо, откровенно заявляя о своих требованиях. У пенсионеров, людей, трудившихся на благо Латвии, не должно быть в этом смысле робости. Нельзя допускать, чтобы правительство боролось с кризисом за счет пожилых людей, как это имело место в 2009 году, тогда во многом именно пенсионеры спасли страну от банкротства. В то же время порой удивляет недовольство людей, которые хотят повышения пенсий до 500–600 евро в месяц при том, что у человека нет нормального рабочего стажа. Считаю, что и при индексировании пенсий в дальнейшем должен приниматься во внимание рабочий стаж. Главная наша беда в отсутствии умных, толковых правителей, поэтому и беднота такая. Похоже, в Эстонии дела в этом смысле лучше – страна на 20-м месте в рейтинге по качеству жизни для людей старше 60 лет, тогда как Латвия занимает лишь 35-е место. Латвия все еще не ратифицировала пункты Европейской социальной хартии, предусматривающие социальные гарантии для пожилых жителей. При этом 30% латвийских сениоров не могут выжить без социальных пособий – доходы пенсионеров не успевают за дороговизной жизни.


Настораживает, что у нас лоббируются интересы коммерческих банков – как иначе понять ситуацию, когда госчиновники говорят о том, чтобы работающие люди не очень-то рассчитывали на государственные пенсии, а несли свои деньги в коммерческие банки и частные фонды. Непонятно, почему Банк Латвии закрыл свой филиал в Даугавпилсе – втором по величине городе страны, тогда как в Лиепае филиал этого банка продолжает действовать. Это что же – в Латгалии настолько плохая экономическая ситуация?


– Вы многое повидали за свою жизнь. Какие времена были, на ваш взгляд, более справедливыми? И вообще, бывают ли справедливые времена?


– Какая бы власть ни устанавливалась, для меня главным всегда был труд. Возможно, полегче жилось до войны, когда Ульманис помог крестьянам, – я ведь из крестьянской семьи. Мой отец Лукиан Савельевич Поляков тоже был большой труженик. Пользовался уважением в Звиргзденской волости Лудзенского уезда. Было время, когда отец руководил волостью. Папа был грамотным, в наш дом сельчане шли с самыми разными просьбами: кто-то просил помочь составить и написать заявление, кто-то обращался за советом. Отца знали также как умелого плотника и безотказного человека. Он болел за крестьянство душой.


– Значит, вы в отца… К вам ведь тоже «народная тропа» не зарастает.


– Задумывалась на этот счет, может быть, такая моя миссия. Сначала я много училась. Получила специальность бухгалтера-экономиста-плановика, а в 1955-м поступила в Латвийскую сельскохозяйственную академию, чтобы стать инженером-зоотехником. Но параллельно с учебой всегда шла работа. И, конечно, семья. Прожили с мужем рука об руку почти 63 года. Когда в октябре 2014 года его не стало, у меня будто внутри что-то оборвалось, в больницу с микроинсультом попала. И ведь не скажешь, что в супружеской жизни все шло гладко, – всякое бывало. Но главное – мы доверяли и честно относились друг к другу. Жизнь – труд, и любовь – тоже труд. После смерти моего Бронислава прошло больше двух месяцев, но кажется, что он рядом. Муж часто снится мне…


– А ощущение счастья вам знакомо?


– Не могу сказать, что счастье часто меня посещало. А если случалось, то в основном опять же связывалось с работой. К примеру, когда я, директор латгальских племенных станций, раз в месяц ездила на ВДНХ в Москву, чтобы читать лекции в животноводческом павильоне. В это время ощущался душевный подъем, было чувство значимости происходящего, ведь на мои лекции собирались специалисты со всей огромной тогда страны. Счастливые мгновения я испытала и при вручении государственного ордена Трех звезд (1997). И, конечно, счастье – рождение моей дочери в 1953 году.


– Зофия Лукиановна, вы 20 лет руководите Даугавпилсским объединением пенсионеров, это требует большой самоотдачи. Люди часто говорят вам спасибо?


– Бывает, говорят. А бывает, что и упрекнуть могут, ранить неизвестно за что. Некоторые почему-то уверены, что я за эту общественную работу получаю зарплату, тогда как все держалось и держится на энтузиазме, но и энтузиазм с годами иссякает…