Двинск в 1905 году: всеобщая забастовка и подавление революции

Двинск в 1905 году: всеобщая забастовка и подавление революции
Во второй, заключительной части нашего исторического очерка о событиях 1905 года в нашем городе мы расскажем о неспокойной осени, подавлении революционного движения и итогах Первой русской революции спустя 20 лет (первая часть – здесь).

«Ибо в единении наша сила». 11 октября 1905 года началась всеобщая политическая забастовка, которая длилась несколько дней. Экономическая и торговая жизнь в городе замерла, прекратилось движение поездов. Рабочие железнодорожных мастерских побросали свою работу и вышли на многолюдный митинг. На следующий день забастовали рабочие-кожевенники. Двинский комитет РСДРП в своих прокламациях призывал рабочих к единству: «...ибо в единении наша сила». Чтобы навести в городе порядок, полицейским вновь пришлось применить оружие: на Новом строении во время митинга произошло столкновение стражей порядка (в числе которых были присланные сюда казаки) с рабочими, которое продолжилось в центре города. В результате, с обеих сторон были убитые и раненые. 16 октября боевые дружины, состоявшие в основной массе из пролетариата, настолько набрались смелости, что пошли на штурм городской тюрьмы. Штурм прошел достаточно успешно, были освобождены многие политзаключенные.

 

Царь Николай II, напуганный революционным движением по всей России, 17 октября издал манифест, в котором обещались свобода слова, печати, союзов и собраний. Известие о манифесте в Двинске было получено на следующий день в 6 часов вечера редакцией «Двинского листка». Слухи об этом быстро распространились по городу. С утра 19 октября группы манифестантов в несколько тысяч человек шествовали по городу с красными флагами. Раздавались крики: «Долой самодержавие!», «Да здравствует революция!».

 

Двинск в 1905 году: всеобщая забастовка и подавление революции
Вечером часть митингующих отправилась на пассажирскую станцию Риго-Орловской железной дороги, а затем на товарную станцию Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги. Там они стали агитировать железнодорожников, многие рабочие и служащие, побросав свои орудия труда поспешили к ним присоединиться. И снова был открыт огонь: военный патруль убил одного рабочего, двоих ранил. Возмущенные протестующие стали громить оружейные магазины, захватывая оружие, нападали на городовых, разоружая их. На улицах города происходили вооруженные столкновения демонстрантов с полицией. 22 октября во время похорон убитого военным патрулем рабочего Ивана Мартыньяка состоялась очередная многотысячная демонстрация горожан.

 

«Это есть наш последний и решительный бой». Волнения продолжались весь ноябрь. Бастовали учащиеся учебных заведений, работники почтово-телеграфной конторы, железнодорожники. 29 ноября губернатор Витебской губернии объявил в Двинске военное положение. Таким образом хотели подавить возмущения в городе, но это еще больше раззадорило бунтарей. Приведем цитату из рапорта полицмейстера витебскому губернатору:

 

«10 декабря забастовавшие рабочие выступили на улицы. На видных местах в городе расклеены прокламации под заглавием „Всеобщая забастовка”, призывающие вступить в последний акт кровавой борьбы с царскими властями. Около двух часов дня на Офицерской улице собралось несколько тысяч человек, произносились речи нелегального содержания».


В заключении своего рапорта полицмейстер указывал, что все заведения в городе закрыты, извозчики отсутствуют, фонари вечером не зажигаются, а на многих зданиях вывешены красные знамена: «Забастовка в городе полная, и положение вообще тревожное». Губернатор в свою очередь доложил царю, что «восстановить порядок можно только экстренными военными мерами». 13 декабря в Двинск прибывает генерал-губернатор В. Сологуб с многочисленными карательными отрядами для принятия мер по восстановлению порядка. Ночью жандармерия арестовала более ста руководителей и членов РСДРП, боевых дружин, рабочих комитетов предприятий. Профсоюзы и клубы были разгромлены, на улицы города выведены войска.

 

Революционные выступления рабочих были подавлены. Так закончился в Двинске тяжелый и неспокойный 1905 год.

 

Подведение итогов спустя 20 лет. В 1925 году газета «Сегодня» опубликовало очерк, в котором попыталась проанализировать события двадцатилетней давности:

 

«В чем был внутренний исторический смысл революции 1905 года и акта 17 октября? Дать населению гражданскую свободу, провести безболезненно аграрную реформу, предоставить крестьянству необходимое количество земли, уничтожить сословные привилегии, уничтожить угнетение нерусских национальностей и открыть им возможность свободного развития национальной культуры. Но с самого начала обнаружилось, что и русское самодержавие, и русское общество не имеют тех способностей, тех сил, которые были необходимы для осуществления этой программы. Неспособность и правительства, и общественных политических сил претворить в дело программу 1905 года сказалась немедленно после 17 октября.

 

Погромы, жестокие усмирения, карательные отряды, оставившие такую печальную память, особенно в Прибалтике, с одной стороны, политический и социальный максимализм социалистических партий и лозунги вооруженного восстания с другой предопределили трагическую судьбу революции. Если бы социальные и политические реформы, сформулированные 20 лет тому назад, были воплощены в жизнь, то, конечно, ход событий изменился бы, конечно, большевикам не удалось бы восстановить под красным флагом то рабство, то ущемление гражданской свободы, перед которым бледнеет и произвол самодержавия».