Обратите внимание: материал опубликован более чем пятнадцать лет назад

Леса расчистят лишь к концу года

Леса расчистят лишь к концу года
Пронесшийся над Латгалией ураган в августе этого года оставил после себя повсеместную разруху, которая предстала в том числе и в виде сломанных, словно спички, или выкорчеванных деревьев, которые до сего ветроломного момента спокойно жили себе не один десяток лет, врастая мощными корнями в родную почву.

Я была свидетелем того, как местные мужички, покинув дома, уже через полчаса после стихийного бедствия рьяно брались за топоры да пилы в желании обеспечить себя на зиму дармовыми дровами. Получить письменное разрешение на такие работы в столь короткий срок было просто нереально. С другой стороны, народ в заботе о личном вершил не такое уж дурное дело, освобождая проезжую часть от обрушившихся рядом с собственным жильем берез да сосен. Вот уж воистину – не было бы счастья, да несчастье помогло. А наши руки – не для скуки!

 

Если в городах и приближенных к ним пригородах последствия нападения стихии на человеческий быт вскоре были устранены коммунальными службами вкупе с проявленной личной инициативой отдельных граждан, то о лесах, в которых и сегодня полно устрашающих символов урагана, этого не скажешь.

 

Так, население Старых Строп (Науенская волость) уже не может привычно прогуляться по знакомым тропинкам лесопарка – почти каждую из них перегораживает упавшее дерево. Бабульки говорят: «Вот дойдем до той сосны и обратно…» Если отвлечься на минуту от практической стороны, до которой у соответствующих инстанций дело еще не дошло, в голову приходят навязчивые мысли. К примеру, почему из двух деревьев, стоявших рядом, одно, совершенно здоровое, сломано или являет в подробностях свою корневую природоведческую систему, а другое, неказистое, устояло – ураган его не повредил. Просто какая-то философия жизни на примере мира растений.

 

И еще. Сейчас в лесу «висят» вывороченные, но не упавшие деревья, будто облокотившиеся на здоровые. Они и те, что уже упали, могут так грохнуться при соответствующих обстоятельствах, что мало не покажется. Вот тогда по обычаю будут искать крайних и разводить руками.

С 1 сентября правительство соседней Литвы, по которой ураган тоже прошелся 8 августа, приняло решение временно изменить административные требования, касающиеся присмотра за лесом, вырубки деревьев, складирования древесины и других нормативных актов по охране и эксплуатации лесов. В Литве считают, что необходимо в кратчайшие сроки устранить последствия стихии. Ранее для вырубки деревьев было необходимо получение отдельных разрешений, на оформление которых уходили недели. То же касалось вырубки поврежденных деревьев, складирования древесины около дорог и т. д.  Действие всех этих правил решили временно приостановить – поваленные ветром или поврежденные им деревья начинают портиться, что снижает стоимость древесины. Теперь для вырубки деревьев в пострадавших от урагана районах не требуется получение разрешений, достаточно уведомления о планируемых работах. Это же касается временного складирования древесины у дорог, что раньше было запрещено законом.

 

А вот как ураганная проблема лесополосы решается у нас. Антон Брейдакс, исполнительный директор Южнолатгальского лесохозяйства Latvijas valsts meži, в телефонном разговоре с журналистом еженедельника «СейЧас» сказал:

 

– В связи с ураганом в пригородной зоне Даугавпилса (за объездной дорогой) пройдет около 100 гектаров сплошной вырубки. Основные работы в настоящее время прекращены. Лес поврежден так, что оставлять практически нечего. По всему Южнолатгальскому региону санитарная вырубка составит 120 тыс. кубометров леса, в общей сложности планируется 450 гектаров сплошной вырубки, которая уже началась. Хвойный лес быстро портится в связи с погодными условиями. Если сосна вывернута с корнем, она еще может сохраняться какое-то время, в случае же, когда дерево сломано – качество древесины низкое, так как внутри ствола имеются трещины. Планируем до Нового года справиться с основной массой валежника. Правила у нас не меняются, от урагана не зависят.

 

В Литве все более раздроблено, мелкие лесхозы… У нас одно предприятие – LVM. Чтобы получить документы на вырубку, необходимо обойти территорию, отметить границы, сделать эскизы и т. д. Технического обеспечения ураган тоже не увеличил: 10–12 единиц крупной техники и 16–20 мотопил – вот те силы, которые мы можем привлечь на сплошную вырубку. В случае разгула стихии разрешение на уборку упавших на дороги деревьев можно получить и в устной форме, по телефону. В августе нам звонили люди, которые не были уверены в правильности своих действий. В такие моменты главное – убрать и освободить. Ведь деревья падали на железную дорогу, автотрассу, электропровода… Валежник не окажет влияния на уровень цен на древесину – не тот объем. Так, в Прейли, Даугавпилсе, Краславе, Екабпилсе можно говорить лишь о 200 тыс. кубов.

 

Расчистка леса от поваленных деревьев – сложная, но решаемая задача. Сегодня есть и другие проблемы, когда лес гибнет из-за невежества. Так, по Даугавпилсской пригородной зоне за пожароопасный сезон был зарегистрирован 71 пожар, из них 59 – это пожары, возникшие в результате злостных действий, что доказано. Сгорело 10 гектаров леса. Кроме того, в пригороде Даугавпилса сгорела 21 куча хвороста, предназначенного для производства технической щепы – это 4000 кубов.

 

В то же время в Екабпилсе зарегистрировано лишь 4 пожара за весь сезон. Что называется, почувствуйте разницу! – подытожил А. Брейдакс.