Мирослав Митрофанов: "ЗаПЧЕЛ и "Единство" – порознь, но вместе"8
- Мирослав, в чем особенность выборов 10-го Сейма, которые состоятся в октябре этого года?
- Во-первых, новых участников среди серьезных партий на этих выборах не будет. Некоторые старые партии объединились и поменяли название, но не смогли поменять свой характер. Избирателю следует внимательно смотреть, что кроется за новыми «упаковками».
Второе отличие нынешних выборов в том, что они будут проходить в условиях, когда само существование страны под угрозой. Сегодня падение экономики замедлилось, есть некоторое оживление экспорта, бюджет стал наполняться лучше. Но народ улучшений не почувствовал. Латвия остается одной из беднейших стран Европы, и сохраняет печальное лидерство по безработице. Эти факты невозможно утопить в положительной партийной рекламе. От партий требуется ответ не на обычный вопрос «как улучшить наше государство», а на вопрос «как спасти страну».
- Но если бюджет стал пополняться лучше, возможно, Латвия находится уже в начале подъема?
- Международные кредиты, которые взяло наше государство, позволили спастись от дефолта, но это временное решение. Восстановление экономики идет слишком медленно для того, чтобы проблемы внешнего долга и безработицы решились сами по себе. Если ничего не предпринимать, то уже через год в социальном бюджете будет не хватать денег для выплат пенсий и пособий. Это среднесрочная проблема. Говоря о наступающем десятилетии, надо признать, что наибольшая угроза – в сокращении работоспособного населения из-за вымирания народа и его оттока заграницу. Если в ближайшие два-три года в Латвии не появятся новые производства, которые дадут местным людям работу, то Латвия рискует опуститься до уровня нищих африканских стран. Время для исправления ошибок еще есть, но оно быстро тает.
- Есть ли понимание проблем у правящего класса?
- Кризис многим прочистил мозги. Я могу с удовлетворением признать, что правящие политики наконец-то стали сомневаться в правильности уничтожения промышленности, унаследованной от советской Латвии. И в целом, в Сейме стало меньше высокомерия и глупости. С этой точки зрения последние годы 9-го Сейма были наиболее благоприятным временем для разумных решений, будь то публикация зарплат чиновников, сокращение расходов госаппарата, поощрение инвестиций или защита заемщиков от банковского произвола… Как оппозиционный депутат могу засвидетельствовать, что отношение ко всем народным избранникам вне зависимости от партий и национальности стало одинаковым. Скажем, и мои предложения и замечания стали находить живой отклик среди коллег из правящих латышских партий.
- Неужели это надолго, и что дают такие перемены?
- Вот пример из жизни. Бюджетная комиссия решала вопрос о разрешении правительству брать новые кредиты. Я возразил, что это право должно быть ограничено в отношении суммы и процедуры таким образом, чтобы нашим внукам не пришлось расплачиваться за грехи нашего поколения. Коллеги из всех партий меня поддержали, и комиссия ограничила размер новых кредитов по отношению к бюджету страны... Что касается национальных вопросов, то никто не гарантирует, что завтра конфликт не вспыхнет с новой силой. Но за четыре года этого Сейма правящие воздержались от наступления на интересы русской общины Латвии. Была лишь одна попытка, а именно – решение правительства Годманиса о новой языковой переэкзаменовке работников частных предприятий. Но пришло правительство Домбровскиса, и после многократных обращений и протестов ЗаПЧЕЛ, оно отложило эту аттестацию. Хрупкий мир был сохранен.
- Как вы оцениваете правительство Домбровскиса в целом? Повезло Латвии с ним или нет?
- Во-первых, это не наше правительство, и в него входят хулиганы из ТБ-ДННЛ. Мы обязаны его критиковать, что мы настойчиво делаем. Во-вторых, правительство «Нового времени» действительно заслуживает критики, например за несправедливое и незаконное решение об уменьшении пенсий. Выступления депутатов ЗаПЧЕЛ с трибуны Сейма было использовано в качестве аргумента в решении Конституционного суда, отменившего сокращение пенсий. Правительство Домбровскиса тоже ошибалось, и оппозиция жестко ему на это указала. Но при всех ошибках надо признать, что именно правительство Домбровскиса было лучшим за последние годы, с ним можно было договариваться, и оно провело страну по лезвию ножа – между народным бунтом и международной изоляцией. Сейчас тоже очень тяжело, но мимо дефолта, мимо невыплаты пенсий и зарплат, мимо хаоса и катастрофы мы пока проехали. Вот почему ЗаПЧЕЛ поддерживает кабинет Домбровскиса, и вот почему по ряду важнейших вопросов мы сейчас голосуем вместе, и после выборов мы готовы к сотрудничеству.
- В прессе появились утверждения, что на выборы ЗаПЧЕЛ и «Единство» пойдут вместе. Как относиться к таким прогнозам?
- Это брехня в адрес ЗаПЧЕЛ и «Единства». Пусть продажным журналистам будет стыдно за эту ложь. На выборы мы идем отдельными списками. Нас разделяет тот самый проклятый национальный вопрос. «Единство» – за национальное латышское государство, ЗаПЧЕЛ – за русский язык и русские школы. «Единство» остается латышской патриотической организацией, ЗаПЧЕЛ – партией русской общины страны. Но есть вопросы, где наши позиции едины, и где у нас, к сожалению, более нет союзников. Я имею в виду вопрос борьбы с ворами и коррупционерами. И ЗаПЧЕЛ и «Единство» стремятся обеспечить стабильные, честные, равные условия для всех в этой стране.
- Победа «олигархов» или вас – русских и латышских «идеалистов» - может повлиять на жизнь рядового латвийца?
- Приведу пример. Только что арестованы ставленники олигархических партий – руководители государственной кампании «Латвэнерго». Если подозрения в их адрес подтвердятся, то это будет означать, что каждый из потребителей электричества в этой стране переплатил несколько лишних латов в месяц, чтобы покрыть воровство, возникшее из-за завышенных смет на реконструкцию Рижской ТЭЦ-2. Вы согласны платить за это безобразие? Я – нет. Потому я участвую в выборах и сделаю все, чтобы в будущем это было бы исключено.
Вопросы задавала Н. Никитина