Цель – голоса, средство – провокация2

Цель – голоса, средство – провокация
«Резекненское дело» становится примером не только того, как на обычном уголовном преступлении пытаются сколотить политический капитал. Поражает, с каким цинизмом некоторые политики играют на чувствах искренне верующих людей и пытаются ими манипулировать.

События вокруг «Резекненского дела» продолжают волновать общество. Несколько депутатов уже обратились к министру внутренних дел Рихарду Козловскису и премьеру Марису Кучинскису с неодобрением задержания священника. Вообще-то депутаты -- люди, принимающие законы. И должны знать, что премьер или министр МВД при всем желании не может ударить кулаком по столу и приказать расследование прекратить, священника отпустить. Потому что не имеет таких полномочий. Но таким депутатам закон не писан.

 

Самую взвешенную позицию занял архиепископ Римско-католической церкви Латвии Збигнев Станкевич, заявивший примерно следующее: если в ходе расследования подтвердятся указанные факты, церкви придется их признать, взять ответственность и очищаться. А если будут получены доказательства, виновные должны получить наказание с точки зрения Уголовного закона. Но если обвинения сфабрикованы или являются провокацией, виновных тоже нужно призвать к ответу.

 

Очень достойная и взвешенная позиция.

 

Но… в Латвии — выборы в Сейм. И активность некоторых политиков вокруг этого дела, стремление заменить Закон выступлениями депутатов и митинговой «демократией» заставляет задуматься: а не является ли все это умелой манипуляцией чувствами верующих?

В частности, почему претензии предъявляются премьеру и министру МВД и их называют чуть ли не заказчиками «резекненского дела»?

 

Вот представим ситуацию, когда премьер, с утра пораньше придя в рабочий кабинет, вдруг заскучал, загрустил и задумался: чем бы сегодня заняться? А давай-ка устроим провокацию, Латгалию унизим и оскорбим! После чего набирает номер министра МВД и дает распоряжение немедленно сфабриковать дело против какого-нибудь популярного священника. Министр отвечает: будет сделано! И вот уже летят по улицам ночного Резекне «черные воронки», хватают первого подвернувшегося под руку пастора и еще пару человек — для массовки…

 

Бред? Разумеется. Хотя бы потому, что и премьеру, и министру МВД все это абсолютно не нужно. Политических дивидендов на таком не заработаешь, а вот головной боли — сколько угодно.

 

К тому же ни для кого не секрет, насколько, скажем так, щепетильно работает наша криминальная полиция. И уж если органы дознания решились на арест подозреваемых, значит, для этого есть очень веские основания. Отсюда и взвешенная позиция архиепископа Римско-католической церкви Латвии Збигнева Станкевича.

 

Но — выборы…

 

А накануне выборов стать в позу защитника униженных и оскорблённых — позиция выигрышная. Отсюда — письмо от общества «Латгальцы» с обвинениями в адрес премьера и МВД. Сомнительно, что «Латгальцы» сами до такого додумались. Судя по скорости реакции со стороны руководителя парламентской фракции «Согласия» Яниса Урбановича, можно предположить, что он-то и принимал самое активное участие в написании этого письма. И сразу же чутко отреагировал, еще раз обвинив политических конкурентов — премьера и министра МВД — в провокации против Латгалии.

 

«Примет ли Латгалия ваши извинения — а таковые должны последовать — это вопрос, на который ответит народ, ваши избиратели, г-н Кучинскис» — заявляет Урбанович.

 

Вот оно и прозвучало, ключевое слово: избиратели. Еще продолжается расследование, еще не сказал своего слова Закон, но кое-кто уже точно знает, кто виноват и кто должен покаяться.

 

Ничего не напоминает? Не так давно, накануне выборов в самоуправление, по такой же схеме той же партией тиражировались обвинения против руководителей прошлого самоуправления Даугавпилса. Бездоказательные (несмотря на массу доносов в KNAB, прокуратуру и т. д.), но громкие обвинения, требования покаяться… Ни одно из обвинений не подтвердилось, но голосов подсобрали.

 

Ради этого, похоже, все и закрутилось и в этот раз: письма, пикеты, обращения. Чтобы, с одной стороны, лишний раз кинуть грязью в политических конкурентов. С другой — благодаря искусственно раздутому скандалу попытаться заполучить от искренне верующих дополнительные голоса на выборах. И кто после этого провокатор?