Забытые имена: русский офицер Михаил Афанасьев

Забытые имена: русский офицер Михаил Афанасьев
18 октября 1940 года Афанасьев был арестован НКВД как «генерал Белой армии, эмигрант, активный участник контрреволюции». В прилагаемой к постановлению анкете перечислялось «несметное» имущество Афанасьева. Генерал обвинялся по нескольким статьям, но сам он признал лишь один пункт обвинения – участие в армии Юденича

 

Объективности ради: своей независимостью Латвия обязана не только латышским, польским, немецким, но и русским солдатам и офицерам. Однако о таких героях как генерал-майор Михаил Афанасьев почти не вспоминают. Между тем, за голову Афанасьева, сдерживающего в 1918-м со своим отрядом наступление большевиков на Режицу (Резекне), красные обещали большие деньги. 

Осенью 1918 года немцы сблизились с русскими монархическими кругами, что повлекло формирование русского добровольческого корпуса. 

Среди участников собрания в Режице (Резекне), где рассматривался вопрос об организации Белой армии, был и 34-летний полковник Михаил Александрович Афанасьев, он-то и сформировал впоследствии конный отряд с целью защиты от большевиков Режицкого уезда. 16 ноября по директиве Реввоенсовета РСФСР Западная армия начала наступление на Режицу. Единственным воинским формированием, противостоящим красным, оказался отряд Афанасьева. Т. е. 18 ноября, когда в Риге «театрально» провозгласили независимую Республику, бои за ее территорию (Латгалию) вели и «афанасьевцы»!

 

Новоявленный министр охраны края Залитис просил немецкое командование содействовать сотрудничеству с русскими частями – своих-то еще не было. Вот и получилось, что бесстрашный русский полковник с тремя сотнями конников сдерживал красных в Режице до 28 ноября. Силы были неравные, последовало отступление. Вместе с отрядом Афанасьева город покинули зажиточные горожане во избежание репрессий со стороны большевиков. По мере продвижения к Риге отряд обрастал беженцами. В столице Афанасьев договорился с Временным правительством Латвии о снабжении для своих кавалеристов. 9 декабря был подписан акт, в котором говорилось, что русские кавалеристы соглашаются «защищать границы Латвии от большевистских банд». Отряд Афанасьева поступал в подчинение Латвийского штаба, к нему был откомандирован военврач Е. Ванагс. 

 

В конце декабря 1918 года Афанасьев получил приказ выступить на фронт. Его отряду из 75 человек поручалась оборона участка в 45 км. Накануне нового, 1919 года, 31 декабря, «афанасьевцы» бились бок о бок с немецким батальоном Эйзена, входившим в состав Балтийского ландсвера. Вместе с немцами ему пришлось отступать к Риге, потом на Либаву. 14 января 1919 года несколько офицеров (все – латыши) из отряда Афанасьева были арестованы в лиепайской гостинице «Берлин» немецкими жандармами. Вскоре их освободили, но отношения между полковником Афанасьевым и немцами после этого инцидента уже не налаживались. А далее латыши из его отряда потянулись в батальон Калпакса, к примеру, так поступили Саминьш и Порукс. Простившись с латвийской службой, Афанасьев отбывает на судне в Эстонию вместе с преданными ему 50 бойцами.

В Ревеле он вступает в Северо-Западную армию Юденича.  

 

Подробнее читайте в газете «СейЧас» от 15.11.2018.