КС: «Должны быть разработаны нормы для защиты однополых партнеров»22

КС: «Должны быть разработаны нормы для защиты однополых партнеров»
Жители Латвии в последнее время все чаще демонстрируют свое сомнение, то по одному, то по другому поводу. Люди стали больше размышлять и отстаивать свои права.

Так, подавшие иск в Конституционный суд, усомнились, что 155-я статья Закона о труде (о 10-дневном отпуске отцу), соответствует 110-й статье Сатверсме: «Государство защищает и поддерживает брак – союз между мужчиной и женщиной, семью, права родителей и детей. Государство особо помогает детям-инвалидам, детям, которые остались без попечения родителей или пострадали от насилия».

 

В настоящий момент латвийское законодательство не разрешает каждому из родителей в однополой семье брать отпуск по уходу за новорожденным. В подавшей иск паре, партнерша биологической матери ребенка не имела права на отпуск по уходу за новорожденным. Председатель Конституционного суда (КС) Санита Осипова указала, что у каждого есть право жить согласно своим убеждениям. Об этом прямо говорит 96 статья Сатверсме –«Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, жилища и корреспонденции». Из нее вытекает, что сексуальная ориентация и право создавать отношения законодательно защищены. Судья также отметила, что ««государство должно в равной степени уважать членов общества, создающих однополые отношения, и уважать то, что у таких пар могут сформироваться семьи» (цитирует Delfi).

 

В свою очередь судья Гунарс Кусиньш считает, что 110 статья, на которую ссылались истцы, говорит о защите семьи, но не уточняет, какой она должна быть. Пол также не является критерием при определении ее состава. Таким образом, законодатель должен обеспечить юридическую защиту любой семьи, в том числе однополой партнерской паре.

 

В то же время отмечается, что решение суда не затрагивает брак, который в Сатверсме определяется как «союз между мужчиной и женщиной».

 

Согласно решению КС, до 1 июня 2022 года должны быть разработаны нормы, необходимые для защиты однополых партнеров.

 

Подательницы иска поставили целью изменить законодательство, и у них это получилось.

 

Ранее в рамках темы свое мнение Службе новостей Латвийского радио 4 озвучивала глава отдела по правам детей (Бюро омбудсмена) Лайла Гравере: «Эта норма, оспариваемая в Конституционном суде, говорит о том, что у отца есть право на 10-дневный отпуск в случае рождения ребенка. Но таких прав нет у других лиц! И в связи с этим дети ставятся в неравное положение. Тот новорожденный ребенок, у которого в свидетельстве о рождении указан отец, может получить эту дополнительную помощь, ведь первый человек, кто помогает молодой матери в первые дни после рождения ребенка – это папа. А вот тот ребенок, у которого нет записи об отцовстве в свидетельстве о рождении, не может получить такую помощь. Может быть и такая семья, где – вот бабушка, мама и ребенок родился. Бабушка не может взять на эти 10 дней отпуск, если она еще довольно молода и работает. Она не может взять такой отпуск, чтобы первые дни после рождения ребенка помогать своей дочери. Или мать с мужчиной живет, и нет записи: этот мужчина – не отец ребенка. Другой мужчина не может этот отпуск использовать, может только отец».

 

По мнению Гравере, норма закона сама по себе позитивная, хорошо, что отец имеет право на отпуск, благодаря чему малыш может получать уход и от второго родителя. Но плохо то, что это не распространяется на других лиц, которые не фигурируют в графе «отец», в свидетельстве о рождении. Тогда как таких новорожденных детей без записи насчитывается по 600-800 в год! Дети, которые остаются без записи об отце, лишены дополнительной заботы. Бюро омбудсмена считает, что если записи об отце нет, то другое лицо могло бы получить этот десятидневный отпуск, чтобы оказывать помощь в первые дни жизни ребенка. «Это касается прав ребенка! Лучше два человека пусть позаботятся о нем, чем один», -- акцентирует Гравере.

 

Для изменения существующего порядка не понадобилось даже менять Конституцию, в которой права родителей и права ребенка трактуются как государственная ценность. Следовало только дополнить 155-ю статью Закона о труде тем, что такие права имеет отец или другое лицо, «которое физически ухаживает за ребенком». Т.е. также, как это происходит, когда, к примеру, ребенок до 14-летнего возраста заболел. Ведь в таком случае больничный может взять родитель или другое лицо, ухаживающее за ребенком. Примечательно, что часть латвийских отцов охотно используют отпуск по уходу за ребенком. Короткий послеродовой отпуск берет около половины отцов в Латвии.

 

Присяжный адвокат Матисс Шкинькис указвает, что в понимании статьи 110 Конституции однополая пара уже считается семьей. Действуя в интересах ребенка, логично присвоить отпуск по уходу за ребенком партнерше родившей женщины, так как у ребенка просто нет отца.