Больничные листы как главная проблема латвийской медицины1
![]() |
Почему Абу Мери именуется министром здравоохранения, если здоровье населения, похоже — последнее, что его интересует? Вот сейчас он озаботился явкой латвийцев на суды. Вопрос: причем тут Минздрав?
Эту удивительную новость наше привыкшее ко всему население проглотило, не моргнув глазом: «Возможно, нужно пересмотреть и диагнозы, и критерии для оформления листов нетрудоспособности, чтобы сократить злоупотребление ими во время судебных процессов», - заявил агентству ЛЕТА министр здравоохранения Хосам Абу Мери.
Никто даже не задался вслух вопросом — почему главу латвийской медицины опять беспокоит что-то, не имеющее к здоровью населения ни малейшего отношения. Латвийцы иного от него и не ждут. Люди уже привыкли, что министр Абу Мери озабочен миллионом посторонних проблем. Как заставить пациентов говорить на государственном языке? Как вычеркнуть из списка претендентов на государственные квоты часть граждан Латвии? Министр очень деятелен и сыпет градом инициатив, проталкивая законы, от которых участь латвийских пациентов либо ухудшается (аптечная реформа), либо не меняется вообще (закон о биобанках).
Сейчас Абу Мери со свойственной ему неуемной энергией возьмется «пересматривать диагнозы, и критерии для оформления листов нетрудоспособности». Там почикает ножницами, тут сотрет ластиком, здесь вычеркнет карандашом — и число больных в стране сократится само собой. Правда, только на бумаге, а не по факту, но для министра это, видимо, неважно.
Как, судя по всему, совершенно неважно недостаточное финансирование отрасли здравоохранения, тотальный дефицит кадров, доступность медуслуг, квот, которые заканчиваются спустя несколько часов, а также факт того, что у нас в стране ежегодно умирает от рака 6 тысяч человек, так как доступность «зеленых коридоров» для онкобольных недостаточна. Плевать, что у нас один из самых высоких в ЕС показателей заболеваемости гепатитом С, ВИЧ и туберкулезом. Главное – это критерии выписки больничных, несмотря на то, что ситуация со здравоохранением ухудшается с каждым днем.
В прошлом году Латвия находилась на четвертом месте в мире по смертности на каждую тысячу человек. Ужасна ситуация с кардиологией: болезни сердца убивают в Латвии вдвое чаще, чем в других странах ЕС, причем в Латгалии смертность от сердечно-сосудистых намного выше, чем в столице: более 1051 смертей на 100 000 жителей (в Риге и окрестностях — от 600 до 750).
Делает ли что-то с этим Абу Мери? Не видно.
Ежегодно в Латвии при родах умирает пять женщин: это выше, чем в среднем по ЕС, и выше, чем в соседних Литве и Эстонии. Среди возможных причин — заболевания, которые были выявлены или ухудшились во время беременности.
Предпринимает ли что-то в этом вопросе Абу Мери? Не слышно.
На онкологические операции латвийцы почему-то собирают всем миром. Оплата лекарств онкологическим больным вопиюще несправедлива: одним государство эти лекарства компенсирует, другим — нет. «Даже в одной палате могут быть два человека с раком груди, но разными мутациями, и в одном случае — лечение оплачивают, а в другом — нет. Это несправедливость, которая мне непонятна», - делилась своим недоумением в прессе глава Ziedot.lv Рута Диманта.
Что ответил на это Хосам Абу Мери? «Я стараюсь политически не влиять на вопросы, которые связаны с поддержкой конкретных пациентов и с необходимыми им медикаментами, так как там есть критерии. В Службе здравоохранения есть комиссия, которая вместе с производителями оценивает каждый диагноз, изучает исследования, эффективность», — заявил он.
Свежая новость — список недоступных в Латвии лекарств, составленный Государственным агентством лекарств, за две недели удлинился – с 17 до 22 страниц, заявил на днях член правления Латвийской национальной ассоциации по снабжению лекарствами Янис Либкенс.
Как отреагировал Абу Мери? А он такой проблемы не видит. Наоборот — с лекарствами в стране все преотлично. Выступая на пресс-конференции, министр заявил, что реформа цен не привела к существенным перебоям в поставках медикаментов: поставки 98% лекарств на латвийский рынок стабильны и регулярны, а дефицит лекарств наблюдается лишь в 2% случаев.
Этот постоянный разнобой между заявлениями Абу Мери и реальностью — очевидно, результат его управления Министерством здравоохранения, когда правая рука не знает, что делает левая. Самый наглядный пример бездарности Абу Мери как министра дал известный доктор Петерис Апинис в февральском интервью изданию bb.lv. Вот какие поразительные вещи он рассказал:
То есть — латвийские пациенты мечутся, пытаясь записаться на диагностику и к специалистам, им отказывают в приемах в этом году, объясняя, что «государственные деньги закончились». А деньги вовсе не закончились, их не потратили и тупо вернули в госбюджет!
Но слышали ли вы хоть какое-то объяснение этой безобразной ситуации от министра Абу Мери? Нет, его не волнуют упреки врачей. Зато его невероятно заботит реплика, брошенная во время интервью главой Верховного суда, что «когда начинается судопроизводство, то болеют все подряд». Поэтому Абу Мери намерен заняться этой проблемой прямо немедленно. Кто же еще решит проблемы явки на суд в Латвии, как не латвийский министр здравоохранения?
В этом абсурде и приходится существовать латвийским пациентам.