Даугава — главная артерия контрабандистов


Недавно два гражданина Латвии попытались переправить крупную партию сигарет из Узбекистана в Италию… на пассажирском самолёте. Их задержали в транзитной зоне в Турции — благодаря совместным действиям латвийских и итальянских правоохранителей.

История звучит как сцена из детектива, но для пограничников это — лишь верхушка айсберга. Как выясняется, самые изобретательные схемы контрабанды сегодня не в небе, а на суше и на воде. Даугава стала настоящей транспортной артерией преступного трафика. Об этом порталу TV3.lv рассказал руководитель Службы криминального розыска Даугавпилсского отделения Государственной пограничной охраны Марис Пукинскис.

 

Белорусские сигареты везут по воздуху, по суше и по воде

По его словам, использовать латвийские аэропорты для контрабанды сигарет невозможно: система контроля слишком жёсткая. Зато в других странах схемы более гибкие — например, пересадка в Турции позволяет обойти часть проверок. Граждане Латвии, участвовавшие в таких перевозках, — не исключение.

 

Куда изобретательнее контрабандисты ведут себя на земле и воде. Один из методов — запуск сигаретных партий с помощью воздушных шаров. В Литве это уже рутинная угроза: до 70 шаров в день. В Латвии — редкость. «Всё дело в ветрах. В Литве они стабильны, у нас — капризны», — объясняет Пукинскис.

 

Воздушные шары, поднимающиеся до 8000 метров, не видны и не слышны, сигнал GPS включается только по необходимости. Но в Латвии из-за непредсказуемого направления ветра шанс на успех у шаров — минимален.

 

Дроны также теряют популярность — слишком шумные, не способны далеко улететь, легко перехватываются. Хотя отдельные случаи были: один дрон зимой рухнул с 10 000 сигаретами в Краславском крае.

 

По методу подводной лодки

Настоящий «чемпион» среди контрабандных маршрутов — Даугава. Весной, когда поднимается уровень воды, река превращается в удобный канал для плавучих конструкций. «Плоты обычно прямоугольные, с ящиками сигарет, упакованными в полиэтилен и оборудованными GPS-маячками», — говорит Пукинскис. За один раз можно переправить от 30 до 150 тысяч сигарет (от 3 до 15 коробок). Иногда — больше.

 

Например, сейчас уровень воды в Даугаве сильно поднялся из-за погодных условий. Контрабандисты используют эти условия для спуска плотов на воду. Плот можно спустить на воду в Беларуси, и он может доплыть до Плявиньской ГЭС. Довольно много случаев, когда плоты застревают на берегу Даугавы, и их обнаруживают пограничники при обследовании реки.

 

Для строительства плотов используются различные материалы, чтобы они шли под водой, но не тонули.

 

Для пограничников такие плоты — настоящая головная боль: камеры не всегда помогают, нужна оперативная группа. Особенно в сезон, когда плоты идут по быстрой воде и могут застрять у берега или в прибрежных зарослях. «Когда будут построены все девять новых вышек вдоль Даугавы, тогда река будет как на ладони и ситуация изменится», — добавляет Пукинскис.

 

По железной дороге

Хотя поезда теперь в Латвии ходят редко, контрабанда по железной дороге остаётся одним из действующих маршрутов — сигареты прячут в составах или вагонах, используют любую возможность. Яркое подтверждение эффективности работы латвийских пограничников — операция в Индре, где в апреле этого года были задержаны три гражданина Латвии. Они уже успели снять контрабандный груз с поезда и загрузили в фургон 880 000 сигарет. Это пока крупнейшая партия, изъятая в этом году.

 

Кто стоит за контрабандой?

«Это организованные группы из 4–10 человек. Отправители, получатели, координаторы, наблюдатели. Женщин почти нет — чаще мужчины от 16 до 60 лет. Надо быть сильным, иногда даже прыгать в воду в гидрокостюме и ластах», — рассказывает Пукинскис. Несколько лет назад женщин использовались как «кукушки» — стояли вдоль дороги и сообщали о возможной опасности.

 

Большинство участников таких схем — местные жители Латгалии, хорошо знающие территорию, лесные тропы и сезонные особенности реки. Именно это даёт им преимущество и делает их особенно ценными для организаторов преступных схем.

 

Почему люди идут на это? - Деньги и привычка. «Многие говорят прямо: „Я не стану работать за 500 евро, лучше один раз провезу плот — и заработаю столько же“. Есть и те, кто делает это ради адреналина, ради азарта», — говорит он.

 

Тем не менее, благодаря новым технологиям и усиленному контролю, поток контрабанды сокращается. «Барьер, камеры, сенсоры, вибрационные датчики — всё это работает. Но и контрабандисты не сидят на месте. Это гонка, и мы должны быть на шаг впереди», — подчёркивает Марис Пукинскис.

 

Он убеждён: пока контрабанда выгодна, она не исчезнет. Именно поэтому, по его мнению, в Латвии необходимо ужесточать наказания. «Пять лет тюрьмы — за первую коробку сигарет. Сейчас пойманный контрабандист может сказать, что нашёл сигареты в кустах. Даже если задержали впервые — наказание минимальное. Это не останавливает», — резюмирует он.