Малый бизнес в Латвии: история одного финансового фиаско3

Малый бизнес в Латвии: история одного финансового фиаско
Основа самых сильных и развитых экономик мира – это малый бизнес. Латвийские чиновники стремятся не отставать от сильных мира сего  и чуть не на каждом углу декламируют заботу о малом бизнесе в Латвии. Хочешь, открывай фирму всего за 1 евро. Хочешь, работай в статусе микропредприятия и плати маленький налог. Но так ли всё славно и гладко на практике?

Журналисты передачи «Запрещенный прием» (Aizliegtais paņēmiens; LTV) решили найти ответ на этот вопрос, открыв собственное бистро в Юрмале, на ул. Йомас. Подготовка к его открытию началась в июне, а точка общепита реально проработала с августа по октябрь. Здесь все было по-настоящему, начиная с регистрации предприятия и заканчивая проверками из Продовольственно-ветеринарной службы и Трудовой инспекции. Пережитым за это время и сделанными выводами журналисты поделились с общественностью в пяти сериях «Операции бистро Frics» на латышском языке. Газета «СейЧас» знакомит своих читателей с их кратким содержанием.

 

Хотели по закону

 

Если говорить о начальном этапе – подготовке к открытию бистро, в котором продают напитки, мороженое и картошку фри на вынос с разными соусами, – то он вскрыл ряд непредвиденных затрат. Например, в Латвии действительно можно зарегистрировать предприятие со стартовым капиталом 1 евро. Но оказалось, что вместе со всеми госпошлинами новая фирма реально будет стоить почти 50 евро. Если эта фирма собирается работать в сфере общепита, то начинающему предпринимателю придется расстаться с еще большими суммами. Дело в том, что на подобном предприятии, будь то пафосный ресторан в три этажа или малюсенькое бистро на десяти квадратных метрах, обязательным является наличие двух папок – по охране труда и пожарной безопасности, а также по самоконтролю в сфере оборота продовольствия. Не имея опыта в составлении этих документов, даже опытные «писаки» признали, что проще обратиться к фирмам, которые предлагают услуги по комплектации этих папок. В итоге папка по охране труда обошлась в 420 евро и содержит предостережения вроде «Не суйте руки в кипяток!» и «Не сидите долго за компьютером!» (хотя в бистро нет ни одного); а за продовольственный контроль пришлось отдать все 600 евро. И начать вести дневник, например, температурного режима в холодильнике. На полном серьезе.

 

Почти самой дорогой строкой в расходной части нового предприятия стала оплата проекта по обновлению арендуемого здания. Чтобы восстановить старую краску на небольшом строении на ул. Йомас и поставить перед входом четыре столика, два ценовых щита и логотипы бистро, пришлось заказывать именно настоящий строительный проект в архитектурном бюро! На этом настаивала Строй-управа Юрмальской думы. Стоил этот проект 1200 евро, и если бы не личные связи журналистов, ждать его пришлось бы полгода. Аренда того самого здания, к слову, стоит 600 евро в месяц. И вот если бы не связи, то начинающие бизнесмены встали бы перед серьезной дилеммой: оплачивать аренду все эти 6 месяцев, пока ждешь проект, или надеяться, что за это время никто другой выбранные помещения не снимет?

 

Как бы то ни было, за простой им все равно пришлось платить. Потому что Строительное управление Юрмалы так и не согласовало их проект и так и не выдало разрешения на торговлю на территории города-курорта. Сначала подставные коммерсанты честно ждали, пока должностные лица соблаговолят сделать свою работу, а потом решили открыть бистро без разрешения, ведь летний сезон был в разгаре, а торговать картошкой фри на вынос осенью не представлялось экономически целесообразным. В общем, работали нелегально. Как оказалось, это нормальная практика для других коммерсантов с ул. Йомас: пойти законным путем в Юрмале слишком затруднительно и долго.

 

Банки не помогут

 

Итого, чтобы начать бизнес, журналистам-коммерсантам пришлось выложить почти 6 тыс. евро. Это без учета стоимости оборудования, продуктов, посуды и рабочей силы. Еще 2 тыс. евро они вложили  в обустройство интерьера и кухни своего бистро. 

 

Будучи патриотами своей страны, они честно пытались найти латвийскую картошку для обжарки ее во фритюре. Но не нашли: местный продукт не замораживают в промышленных объемах. В итоге стали закупать польский полуфабрикат. Купить в Латвии упаковку для готовой картошки фри из специальной «жиронепроницаемой» бумаги тоже не получилось. Из заграницы заказывать дорого. В итоге упаковку с логотипом бистро печатали сами на цветном принтере и обычной офисной бумаге. 

 

Настроившись платить налог с микропредприятия в размере 9% от оборота, журналисты подсчитали, что их выручка ежемесячно не должна превышать 4200 евро. Если будет больше, то придется платить НДС – 21%. При этом план расходов (на сырье, на зарплаты, на коммунальные услуги и прочее) на один месяц также превысил 4000 евро. И это без учета первоначальных вложений в размере 8 тыс. евро. То есть чтобы окупить свои регулярные затраты, но при этом не «попасть» на налоги, предпринимателям нужно было каждый месяц балансировать на четкой грани выручки – между 4000 и 4200 евро. Непростая задачка для новичков в бизнесе!

 

Чувствуя вполне объяснимую неуверенность, новоиспеченные предприниматели обратились к коммерческим банкам и в госучреждение Altum в надежде получить заем на начало своей деятельности. По всем фронтам был получен отказ. Банкиры в Латвии уверены, что поддерживать начинающих предпринимателей можно начинать не раньше второго года работы и лишь при условии наличия положительного баланса. Вывод: начинать бизнес в нашей стране можно разве что на собственные сбережения или деньги, одолженные у друзей-знакомых. Банки не помогут. 

В план расходов была заложена минимальная зарплата для четырех сотрудников. Но найти хотя бы одного оказалось очень сложно. Многие звонили по объявлению, но так и не приходили на собеседование. Те, кто приходил, потом все равно передумывали. Хотя изначально не очень-то устраивали работодателя (например, не знали простых фраз хотя бы на двух языках, что очень важно при работе в городе-курорте). В итоге подставная фирма устроила лишь одного парня через программу молодежной занятости биржи труда. Половину «минималки» ему платило государство. Когда он отдыхал, за прилавок становились сами журналисты: других работников им так и не удалось найти, хотя в поисках кадров они ездили даже в Резекне, где официально каждый пятый безработный.

 

И концы в воду!

 

Так, буквально с горем пополам, началась работа бистро Frics. Клиенты были, товар пользовался спросом. Но, даже учитывая разгар сезона, главную пешеходную улицу Юрмалы и неплохие наценки (например, мороженое в стаканчике TIO предприниматели закупали по 29 центов, а продавали по 1 евро), бистро сработало в минус… Расходы ежемесячно превышали доходы почти на 1000 евро! Про возврат первоначальных вложений в размере 8 тыс. евро при таком балансе и думать не приходится.

 

Наконец, чтобы нажить еще больше проблем на свою голову, журналисты позвонили и нажаловались сами на себя: в ПВС – на старое масло для фритюра, в СГД – на зарплату в конверте, в Трудовую – на работу без договора и ГПСС – на несоблюдение мер пожарной безопасности. Явившаяся инспектор ПВС сообщила, что работает «в этой противной службе» уже 20 лет и как бы невзначай предложила хозяйке бистро купить у нее «левое» удостоверение о прохождении курсов. Налоговики за более чем месяц на жалобу так и не отреагировали. Пожарные явились на проверку до начала рабочего времени бистро (оно указано на вывеске) и написали акт, что «здание законсервировано». 

 

Адекватнее всего повели себя сотрудники Трудовой инспекции. Пришли, констатировали нарушение, составили акт, и все – ждите штраф! А он за нелегальную занятость, между прочим, составляет от 700 евро. Совершенно неподъемная ноша для малого начинающего бизнеса. Но кого ж это волнует. 

 

Когда журналисты стали искать выход из этой ситуации, различные юристы и консультанты советовали пойти проторенной многими латвийскими коммерсантами дорожкой – оспаривать решение инспекторов во всевозможных инстанциях и тянуть время, чтобы успеть ликвидировать фирму и открыть новую. Вот он, наш бизнес-менталитет: концы в воду!

 

Журналисты в итоге просто закрыли свое бистро, а все записанное на скрытые камеры и диктофоны показали общественности, главам тех служб и структур, которые фигурировали в этой «операции». Работы лишилась сотрудница ПВС, торговавшая «корочками» о прохождении обучения. Были в этой истории и другие нечистые на руку «посредники», которые за определенную сумму обещали решить те или иные проблемы журналистов-коммерсантов. Они после того, как невольно снялись в «Операции бистро Frics», тоже имеют массу проблем. Но хуже всего, пожалуй, то, что, даже открывая такое малюсенькое бистро, журналисты имели дело не менее чем с пятью сомнительными личностями, которым явно не место в госструктурах и/или которые предлагали молодым предпринимателям некие незаконные схемы или действия за вознаграждение. 

 

Страшно представить, сколько всего таких людей работает в гос-институциях или «крутится» возле них, зарабатывая «на воздухе»! Настораживает и то, что СГД и ГПСС поверхностно относятся к проверке получаемых жалоб. Не радует, что, работая совершенно честно и прозрачно, маленькая забегаловка в самом богатом городе Латвии не смогла работать с прибылью или хотя бы «по нулям». 

 

И Юрмальская дума, и ряд гос-институций после этой «операции» божатся, что станут работать лучше и больше не допустят того, что пришлось пережить журналистам LTV, ставшим предпринимателями. Но чтобы это проверить, нужно, пожалуй, со временем открыть еще одно кафе или производство, и лучше – в каждом мало-мальски населенном пункте нашей страны. Тогда и станет наглядно и ясно, почему так много представителей местного бизнеса, как и собственники подставного бистро на ул. Йомас, то и дело терпят полное финансовое фиаско.