Памяти Михаила Таля1

Памяти  Михаила Таля
2 апреля ознаменовалось премьерой в кинотеатре 

Silver Screen документального фильма Станислава Токалова «Михаил Таль. Издалека». По такому случаю в Даугавпилс прибыл сам режиссер. После просмотра киноленты газета «СейЧас» задала С. Токалову несколько вопросов.

Памяти  Михаила Таля
Легендарный Михаил Таль (1936–1992) – восьмой чемпион мира по шахматам (1960–1961), международный гроссмейстер (1957), заслуженный мастер спорта СССР (1960), шестикратный чемпион СССР (1957, 1958, 1967, 1972, 1974, 1978), журналист, главный редактор журнала Šahs (1960–1970) – вполне мог оказаться нашим современником, в текущем году ему бы исполнилось 80 лет. Когда 10 мая 1960 года юный Михаил Таль вернулся в Ригу из Москвы с титулом чемпиона мира, на железнодорожном вокзале его c восторгом встречало множество людей.

 

Сохранившиеся документальные кадры свидетельствуют, что это походило на встречу Гагарина, – народа было столько, что некоторые, не имеющие возможности протиснуться сквозь толпу, чтобы лицезреть живого чемпиона в лавровом венке, забирались на фонарные столбы. Таля несли на руках, поднимали вместе с машиной…  Доска, отражающая исторический матч Таля и Ботвинника, была установлена у памятника Свободы. (Матч на первенство мира по шахматам между чемпионом мира Ботвинником и победителем турнира претендентов Талем проходил с 15 марта по 7 мая 1960 года.)

 

С годами редеет круг людей, знавших великого шахматиста лично. И совсем уже немного осталось тех, кто бы мог причислить себя к его ближайшему окружению. В фильме Токалова зрители увидят не только самого Михаила Таля, но также его детей – Жанну и Георгия; соратников – тренера Валентина Кириллова, хирурга Рафаила Розенталя, товарища школьных лет Абрама Клецкина (из 22-й Рижской средней школы, где учился Таль, четыре года подряд выпускались чемпионы Латвии по шахматам!) и других, призванных помочь выстроить личность шахматного гения, как выстраивались причудливые узоры в игрушечном калейдоскопе его советского детства.

 

В фильме звучит музыка Рахманинова и Баха – произведения любимых композиторов Михаила Таля исполняет Жанна Таль и латвийские пианисты. 60-минутная кинолента щедро насыщена метафорами и аллегориями. Бесстрастный ход времени подчеркивается тем, что Таль по ходу фильма молодеет – рельсы, символично выступающие действующим лицом картины, ведут из старости в молодость. Станислав Токалов, будучи еще молодым по режиссерским меркам человеком, ему всего-то 29, проявился в этой работе как философ. Философия меняющегося бытия преломляется через множество деталей, которые внимательный зритель обязательно разглядит. Остановлюсь на одной – шахматисты-дети и шахматисты старшего поколения. Камера отслеживает моменты интеллектуальной игры, при этом в кадре ноги играющих: у молодых и юных нетерпеливое притопывание под столом передает нервное напряжение, пульсацию мысли, тогда как ноги людей пожилых остаются почти неподвижны…

 

Представляя Токалова в качестве сценариста и режиссера, отметим, что картина «Михаил Таль. Издалека» – его дебют в документальном жанре. В момент, когда Станислав взялся за сценарий, ему было 23 года – возраст, в котором Таль стал самым молодым чемпионом мира. В 2014 году Токалов удостоился Национальной премии «Большой Кристапс» за короткометражную ленту «Основные желания». А осенью 2016 года ожидается премьера его первого полнометражно-художественного фильма – психологической драмы с элементами научной фантастики под названием «То, что они не видят». В главных ролях известные актеры К. Шпица, Е. Ткачук, А. Кейшс, А. Лицитис. Премудрости режиссуры рижанин С. Токалов постигал в Лондоне (Raindance). В кинематографе он уже 10 лет. Окунувшийся в биографию знаменитого шахматиста режиссер, которому, по его признанию, шахматы тоже не чужды, говорит, что журналисты называли Таля волшебником, шахматным Паганини, а гроссмейстеры Крамник и Шипов характеризовали как инопланетянина. «Таль – известный мастер комбинационной игры, обладал огромным талантом, способностью в скоростном темпе просчитывать многоходовые варианты и исключительной интуицией».

 

– Станислав, Таль подходил под стереотипы гения?

– Вполне! Этот его горящий взгляд, небрежность во внешнем облике, концентрация на самом главном и невнимание к мелочам жизни. Таль занимал мировой трон короткий срок, но до сих пор продолжает считаться гением шахмат. Он олицетворял их высший смысл. Играл азартно, импровизировал. Образ дополняла неординарность с рождения – правая рука была трехпалой», – говорит режиссер, не ставший, однако, акцентировать внимание в фильме на причинах отмеченного им отклонения от нормы. 

 

Между тем биографы Таля указывали, что родители шахматиста – врачи Нехемий и Ида Таль являлись родственниками, двоюродными братом и сестрой, что могло дать генетические сбои, в данном случае проявиться аномалией. Известен и тот факт, что в детстве Михаил Таль переболел менингитом. Подобное воспаление могло воздействовать на мозг самым неожиданным образом, в том числе при удачном исходе болезни значительно усиливая эффективность его работы. Так предполагают медики. Отметим, что в Рижский университет на филологический факультет Таль поступил в 15-летнем возрасте. С детских лет этот еврейский мальчик обладал феноменальной памятью. В шахматной игре Миша Таль совершенствовался в кружке рижского Дворца пионеров. В 13 лет он – участник юношеской сборной команды Латвийской ССР, а в 17 – чемпион республики. В то же время Миша с увлечением играл в футбол. И это несмотря на рано обнаруженную патологию в работе почек. 

 

– Таль также был известен своими афоризмами. К примеру, таким: «Шахматы – мир, очень похожий на настоящий, но это все-таки не настоящий мир».

– В настоящем были не только шахматы, но и боль. В фильме один из тех, кто знал Таля, говорит, что он своим талантом преодолевал болезнь, что людей, способных на это, очень мало. Гениев нередко подводило собственное тело. Таль жил, балансируя на грани. В 1969-м он перенес сложнейшую операцию – удалили почку. Никто не верил, что выживет. В журнале «Шахматы» уже набрали текст некролога... 

 

– Вероятно, отсюда в фильме возникает паровозная топка и разбегающиеся рельсы... Помимо шахматной популярности, Таль имел популярность у женщин. Известно, что Михаил Таль был трижды женат.

– Конечно, были романы. Его первой женой стала актриса Рижского ТЮЗа Салли Ландау. Поженились они в 1958-м, родился сын, позднее ставший врачом, сегодня Георгий Таль проживает в Израиле. Во второй раз Таль женился на грузинской актрисе, брак был скоротечным и, видимо, фиктивным, в том же году он расписался с Ангелиной, сотрудницей отдела шахматного журнала. С Ангелиной Таль прожил до конца своих дней. В этом продолжительном браке родилась дочь Жанна. 

 

– В фильме мы видим квартиру Таля. Странно, что там не создан музей…

– После развала Союза рижскую квартиру Таля вместе с домом на улице К. Валдемара вернули старому хозяину. К этому времени Ангелина с Жанной уже обосновались в Германии. Какое-то время в квартире проживал тренер Таля – В. Кириллов. Задумка об организации здесь музея была, хозяева дома предлагали выкупить квартиру Таля за 20 тыс. долларов. Не такие большие деньги, но как-то не сложилось. Мое знакомство с Жанной Таль произошло вскоре после ее возвращения из Германии. Собственно, с этого разговора и началась история будущего фильма. 

 

– И еще одно откровение Таля: «Я пью, курю, гуляю с женщинами, играю в азартные игры, но шахматы по переписке – грех, которого на мне нет». То есть «по переписке» в шахматы Таль никогда не играл?

– Он мотивировал это тем, что играет не с доской, а с человеком. Талю важно было видеть глаза того, кто напротив, играл как жил. 

 

– Таль состоял в каких-то удивительных отношениях с жизнью и смертью.

– Да, здоровья ему никто не пророчил, учитывая ряд особых моментов. Но этот больной рвал все границы, восставал против всех тогдашних устоев. Отсюда и «инопланетянин». Буквально за несколько дней до смерти Таль обыграл на Открытом чемпионате Москвы действующего чемпиона мира Каспарова. 

 

Самая моя большая удача в рамках снятого фильма – встреча с профессором Латвийского университета А. Клецкиным – ему удалось абстрагироваться от личного знакомства и сформулировать взгляд со стороны, издалека. Эпиграфом к картине служат слова Таля: «Время, которого у нас нет, дороже фигур, которые у нас есть». Тут не только о шахматах… К сожалению, сегодня мало кто из юных латвийских шахматистов ответит, кто такой Таль. И это притом что Латвия небольшая страна, в которой таланты по пальцам пересчитать можно. 

 

– Вам, вероятно, знакомо, высказывание Жанны Таль по поводу патриотизма ее отца, о его отношении к политике, предательству. Жанна пишет, что М. Таль «был патриот до мозга костей». Что ему предлагали уехать в США, Европу или в Израиль, но для Таля такого варианта не существовало, несмотря на давление системы. 

– То, что Таль был патриот – бесспорно, в этой связи он неоднократно подтверждал свою позицию. Таль преданно любил родную для него Ригу, но потом, когда его и без того слабое здоровье ухудшилось, пришлось перебраться туда, где медицина была развита лучше. В настоящее время Жанна Таль переехала жить в Россию. 

 

Тот, кто когда-либо касался или еще коснется удивительного мира шахмат, не сможет пройти мимо имени Михаила Таля, – уверен режиссер фильма Станислав Токалов. 

 

На премьере документальной ленты  присутствовали городские шахматисты. Один из них – Станислав Кривых, руководитель Даугавпилсского шахматного клуба, напомнил газете «СейЧас», что Михаил Таль неоднократно бывал в Даугавпилсе, в первый раз он приезжал в наш город в 1959 году, чтобы дать сеанс одновременной игры в зале Народного дома (ныне Дом Единства). 

 

Фильм «Михаил Таль. Издалека» (студия Ego Media), созданный при поддержке Национального центра кино, Госфонда культурного капитала и Рижской думы, демонстрируется в Даугавпилсе с 2 апреля. 

 

P. S. Последний свой международный турнир Таль играл в Барселоне. Чувствовал себя плохо, температурил. Ровно через месяц, 28 июня 1992 года, Михаил Таль скончался в Москве. В Ригу был переправлен его прах. Похоронили на еврейском кладбище Шмерли. Вдова Таля Ангелина в одном из интервью поясняла, что Таль умер от гепатита С и хронического сепсиса – стафилококковой инфекции. В могилу бросали не комья земли, а шахматные фигуры… Памятник Талю поставила его первая жена Салли.