Обратите внимание: материал опубликован более чем двенадцать лет назад

Невинно убиенные…

Невинно убиенные…
«Вы валерианку тут еще не пьете?» – обратилась к молоденькой кассирше «Максимы» стоявшая впереди меня в очереди на кассе женщина. Это было утром в пятницу, 22 ноября. Тогда мы знали еще о двух погибших в Золитуде…

Сегодня Латвия скорбит о 54 невинных жертвах золитудской трагедии, и я с той самой пятницы не могу заставить себя даже переступить «максимовский» порог. Как будто что-то вдруг сломалось в самом механизме нашего общества вслед за проломившейся крышей злосчастного торгового центра.

СТРАШНАЯ ТИШИНА


Именно она – страшная, невыносимая тишина, наступившая вслед за хаосом и кошмаром обрушения крыши здания на ничего не подозревающих людей, всплывает в воспоминаниях очевидцев и участников трагедии. Можно ли сказать, что она обрушилась внезапно – это беда? Для людей, пришедших под вечер в четверг, 21 ноября, за покупками в обычный магазин спального столичного района, все так и оказалось. Очевидцы вспоминают, что все корзины на входе в магазин были разобраны, а значит – торговый зал заполнен людьми, кто-то заскочил за молоком, кто-то заехал по дороге домой за хлебом, вечер – самое время готовить ужин семьям.

 

Теперь говорят, что внимательный глаз мог увидеть странности в торговом зале. Одни очевидцы вспоминают слишком много воды на полу из-за текущей, по словам уборщицы, крыши, другие рассказывают о пожарной сигнализации, которая 21 ноября в торговом центре в Золитуде срабатывала и срабатывала. Надрывно выла она и незадолго до обрушения крыши, и кому-то именно ее тревожные звуки сохранили жизнь – обеспокоенные сигналом покупатели покинули магазин всего за несколько минут до трагедии. Кого-то спасло чудо, кого-то предчувствие, но, к огромному горю родных и близких, много, так много было тех, кого накрыла и погребла эта страшная тишина. Медики свидетельствуют, что большинство из тех, кого в течение трех дней искали и извлекали из-под завалов спасатели, погибли мгновенно, так и не поняв, что они уже никогда не уйдут из этого магазина, в одночасье ставшего их братской могилой.

ДАУГАВПИЛС СКОРБИТ


Горе чужим не бывает. Вот и наш город затронула эта беда. Под руинами торгового центра в Золитуде погибла даугавпилчанка Элга Грузде (Яковеле). В Даугавпилсе Элга окончила 12-ю среднюю школу. Год назад она получила диплом о высшем образовании Рижского технического университета. Но ее влекло иное, выдержав большой конкурс, Элга стала стюардессой. Она связала свою жизнь с небом и самолетами. Здесь же Элга встретила и свою большую любовь: будущего супруга. Совсем недавно, в августе, ей исполнилось 25 лет. Казалось, все в ее жизни только начинается… Элгу Грузде похоронили во вторник, 26 ноября, на кладбище Аулеяс в Краславском крае.

 

А в среду в Домском соборе прощались со спасателями, которые погибли при исполнении своего долга под обломками торгового центра в Золитуде – Вилнисом Штейнитисом, Эдгаром Рейнфелдсом и Сергеем Ижиком. Наша страна внезапно оказалась очень маленькой перед лицом большой беды! Трагедия «Максимы» затронула многих и в нашем городе – у кого-то погибли или пострадали дальние родственники, друзья, знакомые. Но и те, кого беда не коснулась напрямую, не скрывая слез, в эти дни скорби приносили цветы и свечи к торговым центрам «Максима», предлагали сдать свою кровь и усыновить осиротевших детей, соболезновали, делали пожертвования на благотворительные счета, чтобы помочь семьям погибших и пострадавших. И так было не только в Даугавпилсе. Горе сплотило людей, высветив в нас главное – способность к состраданию. И такими незначительными вдруг стали все эти политические игры в столичных и нестоличных, в титульных и понаехавших. Беда навалилась на нашу маленькую страну всей тяжестью рухнувшего бетона, и все перед ней оказались равны, и все уязвимы!

ЭТО УБИЙСТВО


И если для близких погибших в тот роковой вечер в Золитуде людей время словно остановилось в ожидании невозможного чуда, что их родители, их любимые все же вернутся, окажутся живыми и невредимыми, а все, что случилось, развеется как кошмарное наваждение… То погрузившееся в скорбь латвийское общество требовало ответа – как такое могло случиться, кто повинен в этом, а главное, что возможно сделать для того, чтобы подобное не повторялось в будущем. В этот момент как-то по-особенному созвучными тому, о чем думали простые люди, прозвучали слова президента.

 

Андрис Берзиньш однозначно назвал случившееся в Золитуде именно массовым убийством, а не трагической случайностью или роковым стечением обстоятельств. Президент был резок в своих высказываниях. Он заявил, что нельзя говорить о несчастном случае, так как не было стихийных бедствий или иной внешней силы. Президент считает, что к расследованию надо привлечь независимых экспертов из-за границы, которые не связаны с латвийскими строителями. Расследование не должно затянуться. Иначе виновные через полгода подготовят защиту и будут выглядеть ангелами. «Многое сейчас нужно изменить. В мире в такой ситуации не считают количество печатей и подписей под документами. Вместо этого люди, которые поставили свою подпись, попадают в изолятор. Это было бы желательно и у нас», – сказал президент. По его словам, ответственных за трагедию очень много. Он надеется, что избиратели оценят и прекратят этот «политический бизнес».

 

«Так дальше это продолжаться не может. У нас есть только одна часть демократии – право, ответственности – нет», – пояснил Берзиньш. Президент также считает, что в Латвии нужно менять как строительные нормативы, так и политическую систему. «В особенности нужно менять то, как работает исполнительная власть. Там царит безответственность на всех уровнях. Мы создали аморфную систему: никто ни за что не отвечает», – заявил Берзиньш.

ОТВЕЧАТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ


Есть очень хорошая мысль о том, что на зло надо отвечать справедливостью. Сегодня в нашей стране случилось большое зло. Кто за него ответит? Этот вопрос не дает покоя взбудораженному обществу. Несомненно, дело замять не удастся – слишком пристально следят за этим люди, слишком велико общественное негодование. Сегодня все обстоятельства трагедии расследуют правоохранительные органы, обещая быстрое и объективное следствие. Причины случившегося пытается выявить и специальная экспертная комиссия, которая уже выступает с заявлениями об их очевидности. Создается также общественная комиссия, которая будет следить за ходом расследования, дабы не дать ему «заглохнуть».

 

Независимые эксперты указывают на то, что в проекте и при строительстве здания торгового центра в Золитуде были возможны различные просчеты и нарушения. Говорят о несоответствии строительных материалов стандартам. Вспоминают и пожар, который пережил торговый центр в 2011 году, из-за чего конструкции стали ненадежными. Приводят и слова спасателей, что бетонные конструкции были «подозрительно хрупкими», и цитируют воспоминания продавцов «Максимы» о том, в каком угрожающем состоянии были помещения магазина, где страшно было работать, особенно после того, как на крыше здания стали строить детскую площадку с зелеными насаждениями и дорожками, ежедневно поднимая туда тонны стройматериалов. И все настойчивее звучит со всех сторон мнение, что в последние годы строительная отрасль у нас превратилась в бесчестную и безответственную гонку за прибылью, за которую страна теперь и расплачивается жизнями своих граждан.

 

Все сильнее слышны и упреки и в сторону руководства «Максимы», которое, видимо, так не хотело потерять хотя бы сантим выручки, что невзирая на сигналы пожарной тревоги не только не эвакуировало покупателей и персонал 21 ноября, но и ранее не обращало внимания на частое срабатывание сигнализации, и, более того, согласилось не прекращать работу магазина на все время проводимого прямо у них над головой строительства. Полетели уже и первые «головы» – так мэр Риги отстранил нескольких начальников стройуправы, а премьер (теперь уже бывший) заявил, что фирма, строившая торговый центр, не должна участвовать в строительных госконкурсах. Будут и другие «головы», а возможно, и отдельные «посадки».


Но за всем этим мы не должны забыть о главном – о той гробовой тишине случившейся катастрофы, которая может окутать любой объект в любом городе страны, если мы, общество, не заставим действительно, а не на словах делать все, чтобы каждый человек мог быть уверен, что думают не только о его кошельке, но и о нем самом – его жизни, здоровье и безопасности. Как те, кому мы обеспечиваем огромные барыши, так и те, кому мы платим немалые налоги.

P. S. Редакция газеты «СейЧас» выражает глубочайшие соболезнования близким погибших при обрушении торгового центра в Золитуде.