К сожалению, времени на подачу обещающего стать обширным материала по факту хватило лишь на некоторое освещение личности выдающегося российского дипломата Виктора Федоровича Гроссе (1869–1931) и упоминания в контексте имени старшего брата Оскара Строка Авсея Строка (1877–1956), известного в основном как организатора гастролей в странах Юго-Восточной Азии. Бонусом для любителей истории стала презентация в фойе университета выставки, также посвященной В.Ф. Гроссе, таким образом, заданная в докладе тема продолжилась.
В открытии выставки приняли участие: руководитель Управления культуры Даугавпилсского края И. Мукане, руководитель Отдела культурного наследия Б. Маделане, консул-советник Генконсула РФ в Даугавпилсе В. Щукин, краевед Я. Кивриньш и др. Проявление своего интереса к личности В.Ф. Гроссе Виктория Шаронова объяснила так: «С 2006 года мой муж А.А. Шаронов являлся Генеральным консулом России в Шанхае, мы прожили на территории Генконсульства Российской Федерации пять лет. Будучи по профессии историком, я не могла не заинтересоваться прошлым этого великолепного здания и биографиями дипломатов, работавших здесь в разное время. На первый план вышла личность Гроссе».
От Земгальской Гривы до Петербурга
Из доклада В. Шароновой, а также передвижной экспозиции (информационные стенды), организованной ИНИОН РАН в сотрудничестве с Краевым управлением культуры и местными краеведами, можно было узнать, что Виктор Федорович Гроссе родился 26 мая 1869 года в м. Грива-Земгален (Курляндская губерния), в доме № 22. По происхождению он был прибалтийский немец, по вероисповеданию – лютеранин. Дед В. Гроссе Карл Давид Иоганн Гроссе являлся сыном обер-офицера Российской армии и служил в Лесной страже. В 16 лет он женился (1814), взяв в жены не менее юную Юлиану Шарлоту Маргариту Блументаль, отец и братья которой были врачами. Молодые поселились в Добеле. За заслуги перед Россией К. Д. И. Гроссе было пожаловано дворянство, после чего его фамилия зазвучала как Гроссе-Добелянский.
Отцом Виктора Гроссе стал один из сыновей деда – врач Иоганн Теодор-Федор Карлович, перебравшийся на жительство в Гриву-Земгален, а матерью его жена – София Асмус. Крестил младенца пастор К. Свенсен, служивший в приходах местечек Египет и Беркенели. Поначалу Виктор Гроссе был на домашнем обучении, благо у родителей на это находились деньги – Теодор Гроссе держал свой докторат. Затем образование мальчика продолжилось в мужской классической гимназии г. Митавы (Елгава), где Виктор Гроссе проучился три года, проживая у своего дяди Георга Асмуса. Учитывая, что последний большую часть времени отдавал работе, племянник готовился к занятиям почти безнадзорно, что, однако, не помешало ему показывать отличные успехи. В итоге он получил право на поступление в любой российский университет. Отец настаивал, чтобы сын пошел по его стопам – избрал профессию врача, но юношу больше привлекали таинственные страны Востока. Тем не менее, не смея перечить, Виктор поступает на медицинский факультет Дерптского университета. Кардинальный разворот в пользу мечты происходит после падения студента Гроссе в обморок при виде крови. – Получив рекомендательные письма и побывав на могиле скончавшегося к этому времени отца, Виктор устремляется в Санкт-Петербург и поступает на Восточный факультет (1888), действующий по китайско-маньчжурско-монгольскому разряду.
В рамках обучения преподавались также юридические документы и предметы для подготовки дипломатов. После окончания университета В.Ф. Гроссе направляют на работу в МИД. Отныне вся его дальнейшая жизнь будет связана с Китаем, где он исполнял дипломатическую службу в течение почти 40 лет.
Служил честью и правдой
Первой дипмиссией стал Пекин (1892); в 1896 году Гроссе перебрасывают в Тяньцзынь, который сменяется Чифу и должностью вице-консула (1899). В это время Гроссе венчается с Эллой Павловной Ливен (1869–1930), дочерью основателя Максимилианской больницы для бедных в Санкт-Петербурге. Супруги проживут вместе 30 счастливых лет. В Чифу у них родится дочь Елизавета (1900), а годом позже вторая дочь – Лариса, но этот ребенок проживет всего несколько месяцев. Горе родителей казалось безутешным…
В 1903 г. В.Ф. Гроссе назначается консулом в Ньючуанг-Инкоу. Этот порт, по словам Шароновой, был лакомым кусочком для англичан и японцев. Передача гражданского управления городом китайской администрации должна была состояться после возвращения Тяньцзыня, занятого войсками союзных держав. В апреле 1903 года Россия предъявила иностранным государствам, имеющим представительства в Инкоу, обязательство вносить таможенные сборы в Русско-Китайский банк.
В ночь на 27 января 1904 года следует нападение японского флота на русскую эскадру, стоящую на рейде Порт-Артура, несколько ее кораблей выходят из строя. 11 июля 1904 г. русский гарнизон после боя с японцами отступил, вскоре японцы заняли Инкоу. В.Ф. Гроссе отправляет семью в Россию. Вновь беременная Элла с двумя дочурками (Анна родилась в декабре 1903 г.) пароходом добирается до охваченного войной Порт-Артура. Успевают на последний поезд… Когда сын Гроссе Аристид появляется на свет в России (22.12.1904), его отец по-прежнему остается в Инкоу. Дипломатия, да еще в Китае, – дело тонкое. В.Ф. Гроссе ценили за недюжинный ум, наличие такта и завидную выдержку в общении, этот человек умел владеть собой в самых сложных обстоятельствах. А еще он прекрасно знал китайский язык и был исключительно трудоспособен, что делало Гроссе незаменимым.
Назначение в Либаву явилось для него приятной передышкой в напряженной работе. После заключения мира в Портсмуте, в августе 1905 г., Виктор Федорович назначается на пост русского Генконсула в Иокогаме. В Японии он проработает несколько лет. Здесь у супругов Гроссе родился второй сын – Лев.
Энтузиазм дипломата
В 1910 г. Виктор Федорович сопровождал Китайскую Чрезвычайную миссию в Петербурге. В октябре этого года в Шанхае скончался Российский Императорский Генеральный консул К.В. Клейменов. МИД направляет на этот пост Гроссе, Виктор Федорович будет занимать его с 1911 г. по день передачи в 1924 г. русских дипломатических учреждений в Китае большевикам. На этот момент Его превосходительство В.Ф. Гроссе занимал также пост помощника (китайского) Комиссара по русским делам, руководил Комитетом защиты прав и интересов русских в Шанхае, а по выходу из него организовал (1927) «Эмигрантский Комитет», представителем которого состоял до самой своей смерти (6 октября 1931 г.). Гроссе был председателем и одним из основателей благотворительного общества «Помощь», являлся председателем «Русского юридического общества». Энтузиазм дипломата позволил создать в Шанхае Русское Общественное собрание, при котором заработала библиотека, русская школа, просветительский, музыкальный и драматический кружки.
Благодаря заботам В.Ф. Гроссе, было возведено новое здание Генконсульства Российской империи, участок земли для которого (3264 м2) удалось приобрести (1915) в живописном месте, рядом с гостиницей Astor House. Новое консульское здание открыло свои двери в январе 1917 года. Интересно, что его фундамент и площадь вокруг него укладывались на привезенной из России земле. Архитектором строения площадью 1700 м2 явился Х.Э. Лиеб. Красивейший четырехэтажный особняк поныне является одной из архитектурных достопримечательностей многоликого Шанхая.
Октябрьская революция погнала в Шанхай беженцев из России, не имеющих гражданского статуса. Положение эмигрантов было очень тяжелым, каждый из этих людей нуждался в действенной помощи. Но приходит момент (1920), когда Пекинское правительство сообщает Гроссе о непризнании полномочий дипломатов Царской России. Тем не менее под предлогом содействия китайской администрации по управлению делами русских эмигрантов Гроссе остается работать в здании Генконсульства.
Провожала только дочь…
В 1922 г. в устье р. Янцзы прибыла флотилия контр-адмирала Старка с тремя тысячами пассажиров на борту. Это белые офицеры, кадеты… Иностранные колонии не хотят принимать таких беженцев, и только вмешательство Гроссе позволяет большей части этих людей сойти на берег. Осенью 1923 г. прибывает эскадра генерала Ф. Глебова с тысячью казаками с Дальнего Востока. Русское благотворительное общество в Шанхае вынуждено работать на износ… В 1924 г. под усиленной охраной европейских и сикхских полицейских с фронтона здания консульства снимается двуглавый орел, спускается флаг Российской империи. C 1 октября 1924 года, после прибытия Генконсула СССР, здание называется Генеральным консульством СССР. Но Гроссе не оставил Шанхай. Теперь он директор Торговой палаты России, возглавляет Комитет по защите прав и интересов российских граждан, деятельность которого связывается с оказанием помощи в трудоустройстве, выдачей документов, удостоверяющих личность. В 1929 г. русская общественность в Шанхае собиралась отметить 35-летний юбилей пребывания В.Ф. Гроссе в Китае. Но Виктор Федорович ограничил торжества чаепитием, собранные средства направились на благотворительность, слишком много вокруг было несчастных.
Каждая жизнь имеет свой срок. В последний путь В.Ф. Гроссе провожала только его дочь Анна, остальные дети к этому времени разъехались кто куда. В.Ф. Гроссе был похоронен на кладбище Бабблинг. Его могила, как и могила его жены, умершей 6 января 1930 года, были утеряны в результате ликвидации кладбища в 1950-х годах. Сегодня на этом месте жилые дома и парк. Судьба детей Гроссе сложилась так. Анна вышла замуж за служащего китайской таможни В.И. Мюллинга, Елизавета связала свою жизнь с В.В. Траушильдом, Генконсулом России в Харбине, после чего отбыла с мужем во Францию и затем в Новую Зеландию. Лев Гроссе – поэт-философ, погиб от пыток в Бутырской тюрьме после возвращения в СССР (1950). Аристид Гроссе – талантливый ученый-химик, скончался в Лос-Анджелесе (1985). В 2013 году на Беркенельском погосте было произведено благоустройство могил рода Гроссе.
Над зданием Генерального консульства РФ в Шанхае, стоящего на месте впадения канала Сучжоу в русло реки Хуанпу, по-прежнему реет трехцветный российский флаг. Когда-то здесь честью и правдой служил России наш земляк Виктор Федорович Гроссе…