Скоро заработает первая в истории Европейская прокуратура3

Евросоюз намерен активизировать борьбу с коррупцией. Вскоре новое ведомство, первая в истории Европейская прокуратура, займется делами о бюджетных нарушениях, имеющих место в странах-членах.

Главой ведомства стала Лаура Кодруца Кевеши, которая пояснила свою точку зрения по ряду вопросов в интервью Euronews.

 

Отвечая на вопрос, касающийся внесения ЕС сотни миллиардов евро в Фонд восстановления, а также в европейский бюджет на 7 лет, Лаура Кодруца Кевеши заметила:

 

«Вы говорили о проекте бюджета. Так вот, я предлагаю не забывать несколько простых принципов: больше денег означает больше гибкости и меньше правил. Это может увеличить риск мошенничества вокруг этих сумм. Европейская прокуратура – это механизм сдерживания преступников, но он не единственный. В ЕС есть несколько учреждений, которые могут участвовать в этих совместных усилиях по предотвращению и борьбе с мошенничеством в финансовых интересах ЕС».

 

О системном риске коррупции в Европе и его увязке с конкретными политическими фигурами:

 

– Коррупция существует почти во всех странах, а не только в государствах-членах. Однако на местах коррумпированность напрямую связана с властями, со степенью их вовлеченности в процесс. Тем не менее неверно говорить, что вот одна страна – коррумпированная, а другая нет.

 

О препятствиях в отношении проекта запуска Европейской прокуратуры:

 

– Во-первых, я бы сказала о дефиците финансов бюджета, это может стать первым препятствием. Второй барьер – сроки. Вот пример: европейских прокуроров планировалось назначить в конце прошлого года, но до сих пор этого не произошло. Мы не можем сформировать коллегию без европейских прокуроров, а вне коллегии невозможно закрепить процессуальные нормативы, разработать базу, на которую мы будем опираться. Процедура затянулась, так как Мальта не предложила подходящих кандидатов. В результате с декабря процесс стоит, я надеюсь, что европейские прокуроры будут назначены как можно скорее.

 

О продолжающемся следствии в Чехии вокруг компании, связанной с премьер-министром. Структуру подозревают в растрате европейских фондов.

 

– Приоритет дел установит коллегия, она объединит 22 прокурора из стран, участвующих в проекте. Мне как главе ведомства важно заниматься всеми делами, относящимися к нашей компетенции, независимо от того, кто или где совершил преступление. В конце концов, наша роль на этом месте заключается в обеспечении правосудия – абсолютно для всех».

 

Скоро заработает первая в истории Европейская прокуратура

 

Об отказе Польши и Венгрии от участия в европейской прокуратуре, что может увеличить риск коррупции, связанной с освоением еврофондов на местах:

 

– Не только Венгрия и Польша не являются членами европейской прокуратуры. Швеция, Дания и Ирландия также не вошли в проект. Мне сложно комментировать причины, по которым эти государства-члены не присоединились к Европейской прокуратуре. Это политическое решение, и я не могу давать ему оценку. Мы будем расследовать некоторые преступления, в которых замешаны эти страны-члены, их граждане, к примеру, их структуры и территория. Мы также будем сотрудничать с властями этих государств, используя инструменты правового партнерства, которые уже есть в нашем распоряжении.

 

О правонарушениях, в которых задействованы не только политики, ни и мошенники «в белых воротничках», отмывающие деньги по линии международных организаций.

 

– Что дает Европейская прокуратура, когда дело доходит до такого рода расследований? Ну, во-первых, с новой структурой значительно сокращается список ограничений для прокуроров на местах, во-вторых, обмен информацией будет осуществляться быстрее и эффективнее. Мы также усовершенствуем порядок устранения ущерба, причиненного в результате того или иного нарушения. Доказательства, представленные прокурорами в одном государстве-члене, могут быть использованы в другой стране. Все эти преимущества позволят Европейской прокуратуре стать институтом, который в корне изменит способ проведения расследований в сфере финансового мошенничества и организованной преступности».

 

О том, исчезла ли коррупция в Румынии. Ранее Лаура Кодруцы Кевеши возглавляла румынское агентство по борьбе с коррупцией.

 

– Я оставила пост в агентстве два года назад, и мне сегодня трудно комментировать то, что там происходит. Однако мы должны учитывать: в последние три года румынское правосудие постоянно подвергалось нападкам. Многие прокуроры и судьи подвергались преследованиям – в том или ином виде. Против них было возбуждено множество дисциплинарных, а иногда и уголовных дел. Как следствие, независимость правосудия постоянно ставилась под сомнение, под удар – со всеми этими нападками и постоянными законодательными изменениями.

 

Про обвинения Лауры Кодруца Кевеши в представлении интересов иностранных спецслужб и ее готовности противостоять подобным атакам на европейском уровне.

 

– Я всегда считала, что эти нападки, которым подвергалась не только я, но и все прокуроры, на самом деле были критерием оценки качества и эффективности нашей работы. Поэтому да, я ожидаю новых нападок на наше ведомство и его сотрудников. Но я считаю мой прошлый опыт хорошей подготовкой к тому, что нас ожидает. Уверена, что мы сформируем очень сильную команду с европейскими прокурорами. Я не буду одинока в борьбе, мы будем единой командой, работающей на Европейскую прокуратору. Надеюсь, что наша деятельность окажет положительное влияние. Я убеждена, что нас будут атаковать, но к этому готова, думаю и мои коллеги тоже.

 

P.S. У Лауры Кодруцы Кевеши будут два заместителя. Европейская прокуратура должна приступить к своей работе с ноября 2020 года. 

 

(По материалам Euronews)