Изменения в ядерной доктрине РФ: даже угроза обычным оружием может стать основанием для ядерного ответа


Президент России Владимир Путин рассказал об изменениях в российской ядерной доктрине, пишет ВВС. Москва расширяет список оснований для ответного удара. Теперь в их числе - «критическая угроза» суверенитету России не только ядерным, но и обычным оружием.

Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие при агрессии, в том числе если противник, используя обычное оружие, создает «критическую угрозу», цитирует ВВС слова российского президента.

 

В обновленной редакции документа агрессию против России со стороны любого неядерного государства «с участием или при поддержке ядерного государства» предлагается рассматривать как их совместное нападение на Россию.

 

Также в проекте обновленной ядерной доктрины расширена категория государств и военных союзов, в отношении которых проводится ядерное сдерживания.

 

В частности, Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие и в случае агрессии в отношении Беларуси, публично предупреждает Путин.

 

Россия может рассмотреть вопрос применения ядерного оружия уже после достоверных данных о массированном старте ракет и БПЛА при пересечении границы.

 

Путин утверждает, что уточнение российской военной доктрины выверено и соразмерно угрозам. Россия всегда в высшей степени ответственно подходила к вопросам использования ядерных сил, это крайняя мера защиты суверенитета страны, передает его слова ВВС со ссылкой на «РИА Новости».

 

Как напоминает ВВС, заявления Путина прозвучали на фоне дискуссии о том, может ли Запад разрешить Украине наносить удары дальнобойным оружием по России. Сам Путин ранее утверждал, что разрешение Киеву наносить удары по территории России будет означать прямое участие стран НАТО в войне в Украине.

 

Комментируя изменения ядерной доктрины РФ, военный обозреватель Русской службы ВВС Павел Аксенов считает, что «они настолько общие, что могут поставить российское руководство в неловкое положение». Также они, по его мнению, показывают, что «красные линии Путина размываются еще больше». Как пишет Аксенов: «Новая редакция предусматривает ядерный ответ на массовый удар, например, беспилотниками. В сентябре Украина запускала по целям в России более 150 единиц за раз. Вероятно, такие удары повторятся, и тогда Россия будет стоять перед непростым выбором — либо устроить ядерную войну в ответ на обычный для этой войны налет БПЛА, либо продемонстрировать, что ядерная доктрина не работает».

 

Аксенов также берет другой пример: «В обновлённой редакции документа агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства предлагается рассматривать как их совместное нападение на Российскую Федерацию, сказал Путин. Однако эти ракеты уже применяются против целей в Крыму, который Россия считает своей территорией, а большинство остальных стран — частью Украины. И если Украина опять применит ATACMS или Storm Shadow против целей в Севастополе, а Россия не устроит в ответ Армагеддон, будет ли это означать что не работает ядерная доктрина или Конституция?».

 

Военный комментатор Русской службы ВВС напомнил, что пару недель назад свое мнение о том, готова ли Москва применить ядерное оружие, высказал директор ЦРУ Уильям Бернс в присутствии своего британского коллеги, главы МИ-6 Ричарда Мура. И Бернс тогда выразил скепсис заявив, что Путин просто бряцает оружием.

 

«Однако до сих пор речь шла о заявлениях, пусть громких, но все-таки необязательных к исполнению, - заключает Аксенов. - Теперь же речь идет об изменении ядерной доктрины».