![]() |
В драматическом повороте событий президент США Дональд Трамп объявил в социальных сетях, что Индия и Пакистан договорились о «немедленном и полном прекращении огня» после четырех дней ожесточенных боев вдоль границы.
Однако за кулисами ключевую роль сыграли американские дипломаты, секретные каналы связи и региональные посредники, которые помогли не допустить перерастания ситуации между двумя ядерными странами в открытую войну, пишет BBC .
Однако всего через несколько часов после объявления соглашения обе стороны вновь обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня, что показало, насколько хрупким на самом деле было прекращение огня.
Индия обвинила Пакистан в «множественных нарушениях», в то время как Исламабад заявил, что по-прежнему привержен прекращению огня, подчеркнув, что его силы проявляют «ответственность и сдержанность».
Конфликт, который рисковал обостриться
Известно, что до заявления Трампа Индия и Пакистан, казалось, двигались к войне.
После нападения боевиков, в результате которого погибли 26 туристов в индийской части Кашмира, индийские военные нанесли авиаудары по территории Пакистана и пакистанскому Кашмиру.
Последовали дни воздушных боев, артиллерийских обстрелов, а в субботу утром — взаимные обвинения в ракетных ударах по военным базам.
Риторика была жесткой — обе стороны утверждали, что нанесли противнику серьезный ущерб и сорвали его атаки.
Танви Мадан, старший научный сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне, заявила, что ключевым моментом, возможно, стал телефонный разговор между госсекретарем США Марко Рубио и пакистанским военным командующим Асимом Муниром 9 мая.
Министр иностранных дел Пакистана Исхак Дар заявил, что в дипломатическом процессе задействовано около «тридцати стран», включая Турцию, Саудовскую Аравию и США.
Мадан утверждает, что остается вопрос о том, можно ли было бы предотвратить дальнейшую эскалацию, если бы американское приглашение поступило раньше — сразу после первых индийских атак.
Сначала они наблюдали, потом вмешались
Интересно, что США поначалу держались в стороне.
В связи с ростом напряженности вице-президент США Дж. Д. Вэнс заявил, что Вашингтон не будет вмешиваться в конфликт, который «не его касается».
«Мы не можем контролировать эти страны. У Индии есть свои претензии к Пакистану, и наоборот. Мы не можем приказать им сложить оружие. Но мы продолжим действовать дипломатично», — заявил Вэнс в телевизионном интервью.
Сообщается, что Трамп был настроен несколько более оптимистично: «Я знаю лидеров обеих стран и хочу, чтобы они нашли решение… Надеюсь, они остановятся сейчас».
Пакистанский военный аналитик Эджаз Хайдер заявил, что американская роль была похожа на предыдущие, но с одним важным отличием — на этот раз США не вмешались немедленно, а выжидали, чтобы посмотреть, как будет развиваться ситуация.
В то же время появились сообщения о военном возмездии в Пакистане, а также призывы к созыву заседания Национального командного органа — органа, управляющего ядерным оружием, что стало явным напоминанием о ядерной угрозе.
В такие моменты в дело вмешивался Рубио
«США сыграли решающую роль. Такого результата не было бы без усилий Рубио», — заявил Эшли Дж. Теллис из Фонда Карнеги.
Помогло и укрепление связей между Вашингтоном и Нью-Дели.
Личные отношения между Моди и Трампом, а также стратегические и экономические интересы США в регионе придали США дополнительный вес.
В противном случае индийские дипломаты выделяют три параллельных дипломатических канала: давление со стороны США и Великобритании, посредничество Саудовской Аравии и прямое общение между советниками по национальной безопасности Индии и Пакистана.
Хотя поначалу США, казалось, колебались, в конечном итоге они взяли на себя роль ключевого посредника между двумя ядерными державами.
Однако остается вопрос, как долго продлится прекращение огня.