Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

Страна, в которую хочется возвращаться1

Страна, в которую хочется возвращаться
Часть отпуска в этом году я провела в Грузии. И хотя я убеждена, что не бывает неинтересных стран и городов, бывают ленивые и унылые путешественники, Грузия производит совершенно особое впечатление: в нее хочется возвращаться снова и снова.

Наш маршрут – это Кутаиси – Батуми – Тбилиси. Мы не ограничивались перечисленными городами, активно посещали и окрестности. 

 

Пещеры, водопады, монастыри

 

Так получилось, что буквально спустя пару часов после приземления в аэропорту около Кутаиси – второго по величине города страны, столицы Имеретии, мы отправились в пещеру Прометея. С небес – в подземелье.

 

Специалистам эта пещера известна под названием Кумистави, обнаружена она была в 1983 году, а в 2010 году президент Грузии Михаил Саакашвили, осмотрев ее, заявил, что нужно ее назвать пещерой Прометея. Название, безусловно, коммерческое. Известно, что Прометей – персонаж греческой мифологии, который научил человека разводить огонь, и за это был наказан богами, приковавшими его к скале где-то на Кавказе. Есть и кавказский миф об Амирани, его за богоборчество тоже приковали к скале в пещере, ему постоянно клюет печень орел, а преданная собака лижет цепь, стараясь ее истончить. Наверное, огромную Кумиставскую пещеру было бы логичнее назвать пещерой Амирани, но в Европе это имя никому ничего не говорит.

 

Страна, в которую хочется возвращаться

 

Небольшое отступление о Михаиле Саакашвили. Есть мнение, что все грузины делятся на две группы: одни «пожирателя галстуков» ненавидят, другие – боготворят. Нам попадались исключительно вторые. Самым вдохновенным почитателем Саакашвили оказался тбилисский гид Давид, пожалуй, самый образованный мужчина из тех, кого мы встретили в Грузии. Мы плыли на кораблике по Куре (грузинское название Мтквари), и Давид с дрожью в голосе рассказывал, как Саакашвили наводил порядок в стране и старался всеми силами приблизить Грузию к Европе.

 

Но вернемся в пещеру. Общая ее длина около 22 километров, туристам доступны примерно полтора километра. Многочисленные лестницы, множество красивейших сталактитов, с некоторых падают капли воды, разноцветная подсветка и классическая музыка, служащая фоном. В последнем зале пещеры (всего их шесть) есть что-то вроде причала для лодки, на которой можно выплыть на поверхность по подземной реке.

 

Выплыли, восхитились и поехали к водопаду Кинчха. Кинчха – каскад водопадов, состоящий из двух ступеней, впадающих в реку Окаце. Каскады привлекают любителей экстремального туризма, к которым автор этих строк категорически не относится, но полюбоваться нетронутой природой, красотой и силой напора воды кто же откажется… Только не переоцените свои возможности – подъемы и спуски там такие, что словами не описать. И такси не ходят.

 

После водопада наш неутомимый таксист и гид Заза предложил отправиться в Гелатский монастырь. Тут снова надо сделать небольшое отступление, на этот раз о грузинских таксистах. Каждый из них – экскурсовод, и пусть в большинстве своем университетов они не кончали, но прилично говорят по-русски, достопримечательности знают, страну свою любят и всегда готовы предложить целый пакет услуг на пару дней вперед. Будут возить, кормить, поить, советовать. Не скрывают: безработица в Грузии страшная, и таксист – профессия в туристический сезон востребованная, надо крутиться изо всех сил. Конечно, на туристах стараются навариться, но люди сговорчивые, так что смело торгуйтесь. Один пример: от вокзала до гостиницы просили 15 лари (1 евро равен 2.38 лари), в итоге поехали за шесть. Потом нам рассказали, что можно было договориться и за три, но, если честно, язык устал торговаться.

 

Страна, в которую хочется возвращаться

 

Так вот, монастырь Гелати располагается в нескольких километрах от Кутаиси, в 1994 году монастырский комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основан в начале 12 века царем Давидом Строителем, который и похоронен в воротах монастыря; это своего рода проявление смирения: люди должны входить в монастырь, наступая ногами на могильную плиту. Храм неоднократно перестраивался, богат фресками и мозаиками; в средние века здесь находилась Гелатская академия, члены которой интересовались древнегреческой философией. В настоящий момент храмовый комплекс реставрируется, но для посетителей доступен. Атмосфера возвышенная, суровая и трепетная; от Гелати открывается прекрасный вид на окрестности и далекие горы.

 

Всё, что я сейчас перечислила, – неполный маршрут одного (!) дня пребывания в Грузии. Поэтому по понятным причинам мой дальнейший рассказ будет выдержан в формате «галопом по Европам». Ну, не по Европам, по Сакартвело (это самоназвание государства).

 

Батуми – уже совсем другой регион страны, столица Аджарии. Если верить буклетам для туристов, Аджария сегодня – самый развивающийся регион Грузии и южного Кавказа. А еще Аджария – часть древней Колхиды, где аргонавты на корабле «Арго» искали золотое руно. Поэтому неудивительно, что в Батуми на площади Европы находится скульптура «Медея с золотым руно», а канатная дорога, с помощью которой из центра города за десять минут можно подняться на гору Анурия и любоваться превосходной панорамой Батуми, тоже называется «Арго». На горе находится отличный стильный ресторан под названием… правильно, «Арго».

 

Страна, в которую хочется возвращаться

 

Почувствовав себя немного аргонавтами, мы пошли гулять по знаменитой батумской набережной. Ее строительство началось в конце 19-го века, но нынешний современный вид она обрела в 2008 году. «Саакашвили построил», – говорят грузины. На набережной находятся башня грузинского алфавита (135-метровая конструкция, опоясанная 33 буквами грузинского алфавита и похожая на молекулу ДНК), старый батумский маяк, колесо обозрения, скульптурная композиция «Я, ты и Батуми», восьмиметровая движущаяся скульптура «Али и Нико» и многое другое. Круто, современно и по-западному.

 

Ну, а из Тбилиси и его окрестностей упомянем монастырь Джвари, расположенный на вершине горы у слияния рек Кура и Арагви близ Мцхеты, древнейшего города Грузии, основанного в 5 веке до нашей эры. «Джвари» по-грузински «крест»; согласно историческим источникам, здесь воздвигла крест святая Нина. Этот монастырь – первый в Грузии памятник Всемирного наследия. Строился он в 6-7 веках, отличается совершенством архитектурных форм, но дело даже не в этом. В Джвари вырос Мцыри. Помните?

 

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. 

 

Страна, в которую хочется возвращаться

 

Я вообще-то несентиментальный человек, но фантастической красоты пейзажи и любимые с детства лермонтовские строки способствовали появлению слез.

 

In vino veritas

 

Рассказывая о Грузии, нельзя пройти мимо винно-гастрономической темы. Вино оценивается по шкале: очень-очень вкусное – очень вкусное – просто вкусное. Другого мы не встретили. Вина очень много, и купить его можно на каждом шагу. Заходишь в магазинчик за водой, продавец хитро смотрит на тебя и спрашивает: «Вина хочешь? Чачи хочешь? Ты попробуй …» Нет, он вовсе не имеет в виду многочисленные стоящие на полке бутылки, он предлагает приобрести домашнее вино или домашнюю чачу. Кстати, в Батуми есть 25-метровая башня-фонтан, в туристический сезон вместо воды фонтан перегоняет именно чачу, ее можно бесплатно дегустировать. Правда, утверждают, что некоторые любители халявы и этого крепкого напитка стали приходить к фонтану с канистрами, поэтому чудо-башня пока прекратила свою работу, но в пик сезона, скорее всего, в определенные часы свою деятельность возобновит.

 

Вино не только вкусное, но и дешевое. В ресторане литр домашнего напитка обойдется вам в пять-шесть лари. За пределами ресторана цены, естественно, ниже. Стоит чуть-чуть выехать за городскую черту, как у дороги через каждые 20 метров будут стоять торговцы и предлагать вино, домашние заготовки, фрукты и овощи (в зависимости от времени года) и чурчхелу – древнее грузинское национальное лакомство, которое готовится из нанизанных на нитку орехов в загущенном мукой виноградном соке.

 

Грузинская кухня очень хороша главным образом за счет свежайших и натуральных продуктов, а также благодаря приправам и соусам. Опять же – стоит немного удалиться с центральных улиц, как на шоссе вам будут постоянно попадаться коровы, козы, свиньи, стадами и поодиночке. В окрестностях Кутаиси мы буквально въехали в огромное стадо коз. Как в старых грузинских фильмах. Вообще в Грузии часто ловишь себя на мысли, что время остановилось, и ты точно не в 21-м веке, а где-нибудь в середине 20-го. Или еще значительно раньше. О веке минувшем напоминает множество изношенных до предела «Жигулей» и «Волг» на дорогах, однако способных перевозить неприхотливых пассажиров. «Какие здесь автомобили, мы о таких давно забыли», – поет одна хорошая певица о Кубе. К Грузии это тоже применимо.

 

Но я снова отвлеклась. Все эти многочисленные домашние животные питаются травой и прочими природными продуктами, поэтому нетрудно догадаться, каким вкусом отличается мясо, да еще приправленное сванской солью – традиционной смесью специй, которая у каждой хозяйки своя. Сванскую соль рекомендуют покупать на рынке, что я и сделала. И теперь ее аромат напоминает мне о Грузии.

 

И еще о ценах. Ужин на двоих в батумском негламурном ресторане, состоящий из двух мясных блюд, одного большого овощного салата (что за прелесть этот ореховый соус!) и литра белого домашнего вина, обойдется вам в 38-40 лари. Райская жизнь для туриста!

 

Что говорят люди

 

Грузины любят поговорить. Они проявляют к собеседнику не формальный, а живой интерес. Я многим задавала банальный журналистский вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас Латвия?» Ответы были разные: «В Латвии всё нормально», «У вас столица Рига, и недалеко проходит большой музыкальный фестиваль», «А Латвия – это не Литва?», «Когда я служил в армии, то у меня товарищ был латыш. Отличный парень!» и т. д. Официант в одном тбилисском кафе мне сказал: «Вы в Евросоюзе, вам хорошо. По крайней мере, есть, куда драпать…»

 

Местные жители не лукавят – Грузия переживает нелучшие времена. Экономика разрушена, уровень безработицы очень высокий, зарплаты низкие, молодежь из страны бежит. Доход в 600 лари – это успех, возможный преимущественно в столице. В провинции нормальной считается зарплата и в 200 лари. Кругом следы бедности, переходящей в нищету. Это я оставила за пределами своего рассказа о Грузии, но от этого никуда не денешься.

 

При этом грузины не унывают. Во всяком случае, мне так показалось. Солнце, горы, шашлык, вино и песни рождают какой-то первородный оптимизм. И очень хочется, чтобы в этой удивительной стране всё наладилось.