Староверы в латвийской армии3

Староверы в латвийской армии

Павел Макаров (1903-1943)

К 1935 году в Латвии насчитывалось более 200 000 русских, почти половина из них, являлись старообрядцами. Большая часть староверов проживала в Латгалии, Риге и Рижском уезде. Эти люди играли значимую роль в латвийской истории, в том числе армии страны.

Однако данная тема оказалась малоисследованной. В 2012 году ею заинтересовался доктор истории Эрик Екабсонс, признанный в 2012 году лучшим историком Латвии.

 

Екабсонс, в частности, указывал, что к староверской общине принадлежали не только русские, но также латыши, белорусы, поляки, литовцы, немцы и представители других национальностей. В 1935 году в Латвии проживало 206 499 русских, из которых 99 810 человек являлись приверженцами старой веры.

 

Между двумя войнами XX века представители старообрядцев проявляли свою активность в Сейме и городских самоуправлениях Латгалии, о чем местные СМИ уже неоднократно писали.

 

Тогда как аспект истории, связанный с участием староверов в командном составе латвийской армии, остается малоизученным. Работая в Латвийском национальном архиве, Екабсонс проанализировал биографические данные некоторых офицеров-старообрядцев. Оказалось, что среди 729 старших офицеров латвийской армии (генералов, полковников, подполковников и соответствующих званий флотских командиров и офицеров санитарной службы) было 32 немца, 26 русских, 5 евреев, 1 литовец и 1 поляк. Представители меньшинств являлись также капитанами и более младшими офицерами. Среди русских заметную часть составляли старообрядцы, хотя все же меньшую, чем православные. Екабсонс объясняет это разным уровнем образования и отношением госучреждений к староверам в царской России – стать офицером, причем не кадровым, а так называемым «офицером военного времени», старообрядец мог только на последнем этапе существования империи.

 

Звания подполковника в латвийской армии достигли старообрядцы Павел Аввакумович Макаров и Марк Дорофеевич Перевозчиков (с 1938 года Палейс). Биография П. А. Макарова была тесно связана с Даугавпилсом. Остановимся на его личности подробней.

 

П. А. Макаров родился 5 июля 1903 года в Риге, в семье торговца. После окончания Рижской русской средней школы поступил на артиллерийское отделение Военного училища латвийской армии, из которого был выпущен (1924 г.) в звании лейтенанта с назначением в Земгальский артиллерийский полк, который размещался в Даугавпилсе.

 

Предположительно из-за нехватки офицеров в сентябре этого же года его назначили командиром 2-го взвода батареи. В сентябре 1926 года – октябре 1927-го Макаров находился в командировке в Кавалерийском полку (Даугавпилс), после возвращения в свой полк удостоился звания старшего лейтенанта, а в январе 1928-го был назначен старшим офицером 7-й (кавалерийской) батареи. Осенью 1929 года Макарова направили на годовые курсы артиллерийских офицеров в Риге. Вернувшись, он назначается начальником хозяйственной команды, и в 1930 году поступает на двухгодичные Военно-академические курсы. С февраля по июль 1933 года прикомандировывается к штабу Земгальской дивизии в Даугавпилсе, позднее повышается в звании до капитана и назначается командиром батареи. В январе 1938 года Макарова переводят командиром батареи в Отдельный артиллерийский дивизион в Цесисе. Спустя два года ему присваивается звание подполковника с назначением помощником командира дивизиона. Макарова награждают орденом Трех Звезд V степени.

 


 

2 августа 1940 года Павел Макаров был переведен помощником начальника штаба Видземской дивизии, после чего направлен в сформированный из остатков латвийской армии 24-й стрелковый территориальный корпус Красной армии в должности начальника штаба 181-й дивизии. Перед самой войной, в июне 1941 года Павел Аввакумович поступает в Артиллерийскую академию Москвы. Но вскоре следует арест и его заключение в лагерь на озере Лама специального ОЛП Норильлага. В сентябре 1942 года Макарова приговаривают к шести годам заключения, а 22 октября 1943 года Павла Аввакумовича Макарова не стало.

 

В исследовании Эрик Екабсонс указывает, что женой Павла Макарова стала русская певица Мария Сцибор-Гурковская. В этой семье росли три сына: Павел, Алексей и Александр.

 

Мария Сцибер-Гурковская упоминается в списке окончивших СПб Мариинский институт благородных девиц. В грустном перечне покоящихся на Рижском покровском кладбище тоже встречается фамилия Сцибер-Гурковской (1901 –1941), однако имя в указателе захоронений не приводится.

 

Старший брат П. Макарова Леонид (род. в 1896 году) был латвийским пограничником. Участь его тоже была решена в 1941-м, Леонида Макарова арестовали 8 мая и исключили из жизни в ноябре 1942 года в лагере под Норильском.

 

Староверы в латвийской армии