Двинский дневник: «Спешите видеть!» - грандиозная выставка в Николаевском парке

Двинский дневник: «Спешите видеть!» - грандиозная выставка в Николаевском парке
112 лет назад в Двинске состоялось событие, к которому долго готовились и которого с нетерпением ждали – Двинская юбилейная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Решение устроить в 1903 году подобное мероприятие приняло общество Витебских сельских хозяев. На выставку для экспонирования были приглашены Витебская и соседние с ней губернии – Псковская, Смоленская, Могилевская, Минская, Виленская, Ковенская, Курляндская и Лифляндская. Для её проведения городская дума выделила Николаевский парк. Он был создан в 1901 году на Новом строении.

Выставка состояла из 123 отделов (скотоводство, коневодство, огородничество, садоводство – вот лишь некоторые из них), в каждом отделе имелся свой заведующий. Сооружения для выставки начали строиться в 1902 году: павильоны, конюшни, стойла, навесы, открытые площадки.

 

Благоустраивалась территория Николаевского парка, были сооружены дорожки, пруд, фонтан, цветники, установлены скамейки, беседки. Построили кафе-ресторан, концертный зал (театр-варьете), «живую фотографию», киоски и ларьки.

 

Двинский дневник: «Спешите видеть!» - грандиозная выставка в Николаевском парке
Торжественное открытие выставки состоялось 29 августа 1903 года. Она привлекла множество участников и посетителей и, конечно же, явилась большим событием в жизни города.

 

Эту выставку очень красочно описал Леонид Иванович Добычин в своей книге «Город Эн». Вот некоторые цитаты из его книги:

 

«Лес, который начинался Вилейской улицей (имеется в виду Виленская улица, ныне – улица Андрея Пумпура. – прим. – А. Д.), огородили. Это было близко от нас, и нам было слышно, как с утра до вечера стучат в нём топоры. Маман узнала от кого-то, что там будет выставка. Мы очень интересовались ею, и, когда она открылась, мы отправились туда».


«На щите над входом всадник мчался. Он был в шлеме и кольчуге. Музыка играла марш».

 

«Мы осмотрели скот, мешки с мукой и птицу, экспонаты графа Плятер-Зиберга и экспонаты графини Анны Броэль-Плятер, завернули в павильон с религиозными предметами и выбрали себе на память по иконе. Выйдя из него, мы постояли у пруда с фонтанчиком и ивой».


«Вдруг колокольчик зазвенел, и на сарае, из дверей которого кричали «поспешите видеть», загорелась надпись из цветных огней: «живая фотография» - туда были отдельные билеты, мы посовещались и купили их. Внутри стояли стулья, полотно висело перед нами, и когда все сели, – свет погас, рояль и скрипка заиграли, и мы увидели «Юдифь и Олоферн», историческую драму в красках. Поражённые, мы посмотрели друг на друга. Люди, нарисованные на картине, двигались, и ветви нарисованных деревьев шевелились».

 

Двинские экспонаты

 

На выставке было множество экспонатов от местных предпринимателей и производителей. Вот некоторые из них, описанные в местной газете «Двинский Листок»:

 

«Фабрика кистей и щёток О. Магида. Наиболее выдающаяся работа этой фабрики – художественные кисти: медвежьи, собольи, хорьковые, барсуковые, беличьи и другие. Такие кисти изготавливались ранее только за границей, но теперь кисти этой фабрики успешно конкурируют.

 

Рублевский, кондитер. Шедевр его искусства – ваза с фруктами из марципанов. Издали они производят впечатление живых фруктов.

 

Заведение цементных произведений К. Фреймана. Означенное заведение изготовило очень недурно бюст ныне царствующего Государя Императора и Государыни Императрицы. Эта же фирма имеет привилегию на пресс для цементных работ. Нельзя было не заметить «изобретательности» фирмы – надгробный памятник с надписью: «Юбилейная выставка витебских сельских хозяев». (?!)

 

Мастер С. Гилинский в Двинске выставил усовершенствованную им машинку, с помощью которой можно изготовить деревянную шпильку из деревянной ленты и одновременно вогнать эту шпильку в сапожную подошву. Работа одной пары подошвы обходится в 2 ½ копейки и в день можно набить 250 пар подошв».

 

А вот как газета «Двинский Листок» описывала развлечения для публики:

 

«На самой выставке все эти дни с утра и до закрытия не смолкая гремят оркестры: с одной стороны, в части павильона, где распределены экспонаты молочного хозяйства исполняет свою программу оркестр I резервной бригады, в выставочном зале чередуются румыны с оркестром из Виленского городского театра. Для той публики, которая располагается на веранде слишком много одновременных музыкальных впечатлений. Кроме того, в павильоне, где демонстрируется кинематограф имеется свой оркестр, так что музыки хоть отбавляй.

 

По вечерам большинство публики перебирается в здание цирка, где гастролирует труппа г. Шумана. Видимо, программа Варьете пришлась по вкусу нашей публике, так как и в субботу, день первого дебюта, и на следующий день с трудом можно было достать место. Программа составлена достаточно разнообразно и есть номера более чем недурные, принимаемые публикой с немалым одушевлением. Нельзя не одобрить г. Шумана за вполне умеренные цены на места, чего нельзя сказать про его ресторанные цены. Провизия может быть и петербургская, а цены так прямо экстра-столичные. Хотя с другой стороны нельзя не считаться и с тем, что оборудование такого временного дела при довольно высокой арендной плате Комитету выставки вызвало и со стороны предпринимателей не малые затраты».

 

Двинский дневник: «Спешите видеть!» - грандиозная выставка в Николаевском парке

 

Выставка проработала почти 2 недели и закрылась 9 сентября:

 

«Уже к утру 9 сентября в отделах рогатого скота и лошадей оставалось всего по два-три десятка голов, в отделе мелкого скота, где преобладают свиньи, животных было несколько больше. Экспоненты вывозили или упаковывали свои экспонаты в течение всего дня, а также и сегодня. Публики вчера и сегодня было очень мало, так что продолжать выставку ещё на два дня было совершенно излишне – все прикосновенные к выставке достаточно устали и желают скорее покончить. Из двинских обывателей, кто мог, побывал на выставке вовремя. Приезжие гости разъезжаются».

 

После закрытия выставки Николаевский парк просуществовал до 1920-х годов. В двадцатых годах часть парка была огорожена и там расположилась инфекционная больница.